Европейским отелями и ресторанам придется обойтись без щедрых русских гостей. Во-первых, вакцина «Спутник V» до сих пор не зарегистрирована в ЕС, а во-вторых, Путин запер своих соотечественников в стране по геополитическим мотивам.
Тем россиянам, кто еще хочет провести лето за городом и как-то организовать свой отпуск на родине, придется нелегко. Начавшийся еще в прошлом году огромный спрос на недвижимость в радиусе 200 километров от таких крупных городов, как Москва и Санкт-Петербург, сохраняется в прежних масштабах.
Спрос на участки, разборные дома, разные дачные постройки и соответственно на строительные бригады возрос в течение года на 82%, то есть почти удвоился. Об этом свидетельствует исследование «Авито». Цены на недвижимость выросли на 9%. А в окрестностях Москвы предложение сократилось почти на 40%.
Тренд к бегству из города во время пандемии — не чисто русский феномен. И на Западе многие пытаются покинуть тесные города с их скоплениями народа. Но если в Европе и в США у людей есть шанс благодаря постоянно растущему уровню вакцинации все-таки провести летний отпуск за границей, то русским, которые вообще-то любят путешествовать, до этого еще далеко.
В действительности они столкнулись с настоящей проблемой. Ведь на практике они никуда выехать не могут. При этом коронавирус — лишь одна из причин. Остальные — местного происхождения, носят геополитический характер и исходят от президента Владимира Путина.
Это воспринимается драматически еще и потому, что свобода передвижения была одним из величайших достижений новейшей постсоветской истории на пути страны к благополучному обществу. Одним из признаков среднего класса стало то, что он больше не довольствовался дачей под Москвой или Санкт-Петербургом, а разъезжал по миру, в первую очередь по Западной Европе. Два или более отпусков в год были скорее правилом, чем исключением. Денег на поездки россияне не жалели.
Еще на ранних этапах они прославились тем, что тратили за границей больше денег в день на человека, чем любые другие туристы. Перед экономическим кризисом и девальвацией рубля вследствие аннексии Крыма в 2014 году российские туристы тратили за границей ежегодно более 50 миллиардов долларов, благодаря чему входили в первую пятерку среди всех остальных стран, как показывает статистика Всемирной организации туризма ООН.
Аннексия Крыма стала переломным моментом, продлившимся пару лет. Но россияне были готовы вновь ездить за рубеж. В 2019 году, то есть за год до начала пандемии, они потратили на заграничные поездки 34,5 миллиарда долларов и занимали по этому показателю седьмое место в мире.
То, что пандемия коронавируса в прошлом году привела к повсеместному закрытию границ, граждане России восприняли стоически, ведь тогда всем было одинаково плохо. Но теперь, в 2021 году, они чувствуют себя жертвами дискриминации и не могут сдержать возмущения. «Проблема отпуска волнует абсолютно всех», — объясняет Алена, 35-летняя переводчица из Москвы. «Нужно быть осторожным, чтобы не разозлить людей, когда спрашиваешь, куда они поедут в этом году», — замечает 52-летний архитектор Володя.
Первая причина беспокойства: неизвестно, признает ли Европа российскую вакцину «Спутник V» при выдаче планируемого сертификата для зарубежных поездок («зеленого паспорта»). «Спутник V» уже признали более 60 государств, прежде всего в Южной Америке, Африке и на Ближнем Востоке. Тестирование препарата Европейским агентством лекарственных средств (ЕМА) началось 4 марта, но конца пока не видно. Скорость процесса зависит и от России, которая в последние месяцы была преимущественно занята пропагандой вакцины, а не предоставлением документов, необходимых для ее регистрации в ЕС. Так на днях объяснил проблему своим соотечественникам Алексей Венедиктов, главный редактор радиостанции «Эхо Москвы».
Тем временем даже Китай добился успеха, получив от Всемирной организации здравоохранения экстренную регистрацию на свою вакцину Sinopharm. За три дня до этого ЕМА начало тестирование вакцины Sinovac, что сулит многое как производителям вакцины, так и китайским туристам. Оправданы ли надежды россиян и европейской туристической индустрии на допуск «Спутника V» — вопрос открытый. Если это произойдет, то, вероятно, готовность россиян прививаться отечественной вакциной повысится.
До сих пор их готовность была весьма сдержанной. И это несмотря на то, что государство, которое, в отличие от Запада, старалось избегать локдаунов, всеми средствами пытается побудить граждан вакцинироваться. А избыточная смертность в первые двенадцать месяцев пандемии из-за умерших от коронавируса составляла, согласно официальной статистике, 13,8%. Как свидетельствует российская статистика, только 9% населения получили одну прививку и лишь 5,89%, то есть 8,6 миллиона, иммунизированы в полном объеме.
Но значительные ограничения для российских туристов объясняются не только отсутствием регистрации российской вакцины в Европейском агентстве лекарственных средств. Настоящий удар по отечественным любителям путешествий нанес сам Путин. 12 апреля, недолго думая, шеф Кремля отменил все полеты в Турцию до 1 июня, после того как Анкара высказалась за вступление Украины в НАТО и заявила о готовности предоставить украинской армии боевые беспилотники.
Путин, объяснивший свой шаг высоким числом инфицированных в Турции, чему даже в России не верят и половина граждан, знает, чем ударить по коллеге Реджепу Тайипу Эрдогану. Ведь россияне — с большим отрывом самая большая национальная группа среди всех туристов в Турции. В 2019 году, то есть до пандемии, 7 миллионов россиян посетили страну.
Нынешнее наказание Эрдогана в итоге больно ударило и по российским гражданам, и по российской туристической индустрии. О «шоке» говорит Майя Ломидзе, генеральный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР). 533,2 тысячи человек, забронировавшие поездки на сумму в 350 миллионов евро, вынуждены теперь заниматься перерегистрацией или через сложные процедуры пытаться получить обратно свои деньги.
Действительно ли полеты в Турцию возобновятся 1 июня, не знает никто. Официальные лица молчат. Помалкивают и турагентства, которые перед лицом все усиливающейся репрессивности режима не хотят, чтобы их цитировали. В полголоса они высказывают предположение, что сам Кремль не очень хочет выпускать своих граждан за пределы страны в большом количестве.
Нет авиасообщения и с Черногорией, хотя россиян туда впускают. Недавно активизировалась Болгария со своим Золотым берегом, признав свидетельства о вакцинации «Спутником», однако и туда самолеты не летают. Нет полетов в Египет. Россияне, всегда стремящиеся к морю, в данный момент могут поехать только на Кубу, на Сейшелы или Мальдивы. Если вновь разрешат полеты в Европу, то билеты будут немедленно распроданы — в этом уверены все участники рынка.
Как и в начальный период после аннексии Крыма, Кремль пытается проучить Запад и, помимо других секторов экономики, дать импульс и внутреннему туризму. Успехи есть как там, так и здесь. Но, как и при любом протекционизме, сначала повышается не качество, а цена.
После нынешних мер против Турции цены на гостиницы внутри страны взлетели. Отели, сравнимые по качеству с турецкими, подорожали на 20-30%, как сказала корреспонденту газеты «Вельт» сотрудница одного из турагентств. А в аннексированном Крыму они даже вдвое выше при явно более низком качестве. Кроме того, как говорит сотрудница, нет гарантии, что после резервирования цена не поднимется еще раз или что зарезервированный номер при прибытии туриста на место не окажется занят. «Внутрироссийские варианты рискованны», — заключает она. Ко всему добавляется и перегруженность южнороссийских морских пляжей.
Из-за ограничений свободы передвижения россиянам остается только дача в окрестностях Москвы или Санкт-Петербурга. Но уже и там наблюдается дефицит, и цены идут вверх. Если еще удастся достать необходимые стройматериалы.