Министр обороны Франк Бакке-Йенсен (Frank Bakke-Jensen) в последнее время много высказывался в ответ на критику нового курса правительства в области политики безопасности. Речь, в частности, идет об американских бомбардировщиках на Эрланне, новом договоре о военном сотрудничестве с США, а также о только что прибывшей в порт в Тромсё американской атомной подводной лодке.
После прибытия подложки одна норвежская «бабушка, выступающая за мир» (так она сама себя назвала — прим. перев.) обвинила Бакке-Йенсена в «наглом» поведении на встрече с местными жителями, которые отнеслись к американским подводным лодкам со скепсисом и страхом, а издание Nordlys в передовице попросило людей не мыслить настолько примитивно.
Соперничество между сверхдержавами усугубляется
Суть разгоревшихся дебатов касается традиционно двойственного подхода к отношениям с Россией. С одной стороны, это сдерживание и политика безопасности, основанная на сотрудничестве в рамках НАТО, с другой стороны — конструктивные отношения с соседом на востоке.
Норвегия очень открыто рассказывает об учениях союзников на своей территории, особенно в северных районах, и власти обычно используют этот аргумент в качестве оправдания своей новой политики, отметая критику со стороны России и заявления, что из-за нового курса увеличивается вероятность конфронтации. Политика безопасности и обороны должна основываться на трех взаимосвязанных элементах: национальном потенциале, коллективном потенциале в рамках сотрудничества по НАТО и на двусторонней поддержке в виде планов отправки подкрепления.
Сейчас Норвегии приходится делать выбор в области своей внешней политики и политики безопасности на фоне усиливающегося соперничества сверхдержав. По мере того как политика безопасности все больше ориентируется на близлежащие регионы, и в особенности на Россию, искать баланс между партнерскими отношениями с альянсом и отношениями с соседом на востоке становится все труднее.
Взгляд норвежцев на внешнюю политику
Неудивительно, что политика, направленная на поиск этого баланса, вызывает столько споров. Основываясь на опросе, который мы, сотрудники Норвежского института международных отношений, провели в феврале 2020 года, чтобы выяснить позицию норвежцев по поводу внешней политики и политики безопасности страны, можно заключить, что правительство сейчас придает совместной с США работе по сдерживанию России большее значение, чем того хотело бы население Норвегии.
Например, мы спросили, следует ли Норвегии ставить в приоритет жесткую позицию по России или ей вместо этого нужно больше внимания уделять хорошим экономическим отношениям. В полном соответствии с официальной политической линией люди чаще всего высказывали пожелание, чтобы учитывалось и то, и другое. Но когда мы просили людей все же выбрать что-то одно, 42% респондентов высказались в пользу жесткой внешнеполитической позиции, тогда как около 58% выступили за хорошие экономические отношения.
Если мы учтем погрешность, которая не исключена в подобных исследованиях, мы увидим, что население разделилось примерно пополам, отвечая на вопрос, чему именно Норвегии следует отдать приоритет в поисках баланса. А вот решения властей в области политики безопасности свидетельствуют, что правительство все больше склоняется в сторону сдерживания.
Отношения с Россией не несут в себе угрозы
Другое любопытное открытие в этой области состоит в том, что мало кто из норвежцев считает напряженность в отношениях с Россией самой серьезной угрозой. На самом деле менее 9% норвежцев назвали напряженные отношения с Россией очень большой угрозой.
Самой большой угрозой, по результатам опроса, представляются кибератаки из других стран. И хотя они, конечно, тесно связаны именно с российской деятельностью, это мало повлияло на результаты исследования.
Позиции НАТО сильны, но…
А как норвежцы относятся к союзникам? Позиции НАТО по-прежнему сильны: большинство норвежцев положительно высказываются о НАТО, и лишь 10% заявили, что альянс им не нравится. В то же время 61% опрошенных сказали, что Норвегии следует сотрудничать с НАТО более независимо от США, даже если это повлечет за собой увеличение оборонного бюджета.
На вопрос, что следует предпочесть Норвегии — более тесное сотрудничество с США и НАТО или с европейскими странами и ЕС, 33% выбрали США и НАТО, а 40% заявили, что хотели бы видеть углубление сотрудничества с европейскими странами и Евросоюзом.
Та же тенденция проявилась, когда мы спросили о конкретных странах. Например, 66% ответили, что следует более тесно сотрудничать с Великобританией, 61% выбрали Германию и лишь 37% назвали США.
Разумеется, надо особо подчеркнуть, что опрос проводился, когда президентом США еще был Дональд Трамп. В то же время мы обнаружили значительный сдвиг в сторону европейских партнеров, и это очень важно.
Норвежцы хотят снизить напряженность
Основываясь на результатах нашего исследования, разумно предположить, что все более тесная связь с США и ее последствия для отношений с Россией не соответствуют позиции населения. Результаты опроса можно интерпретировать так: большая часть населения хочет снижения напряженности в отношениях с окружающим миром, что вполне традиционно для небольших государств в целом. В контексте более общей внешней политики Норвегия обычно положительно высказывается о мире, живущем по правилам и основанном на предсказуемости и легитимности.
Поэтому важно и конструктивно отметить, что правительство и население преследуют во многом одни и те же цели. Разногласия возникают из-за выбора путей к их достижению.
Таким образом, основной вопрос заключается в том, что ляжет в легитимную основу внешней политики и политики безопасности Норвегии. Часто говорят, что эта политика уходит корнями в парламентский консенсус. Например, когда правительство решило заключить договор о сотрудничестве с США перед выборами, это была четкая политическая позиция, которая связывала Норвегии руки. Едва ли предполагалось, что в ходе грядущей предвыборной кампании население должно будет составить ту или иную точку зрения по этому поводу.
Норвегия следует предписаниям
Для той части населения, которая по большому счету хочет только мира и покоя, в том числе и в отношениях с Россией, несмотря на все разногласия, проблема заключается в том, что вооруженные силы и министерства широко выступают за более тесную связь с Североатлантическим альянсом. Также ее продвигают в профессиональных теориях о международной политике.
Международная политика — это область, где политическая практика и применяемые теории очень тесно связаны. Действия Норвегии во многих отношениях полностью соответствуют тому, что от нее ожидается в соответствии с самыми популярными теоретическими положениями научных работ по международной политике. Большинству людей с минимальным интересом к политике знакомы эти концепции.
Когда Норвегия начинает все больше льнуть к США, это расценивается как «естественная реакция» в рамках изменения баланса сил. Теория о балансе сил, зависимости небольших государств от НАТО и постоянном росте вооружений из-за взаимного страха двух сторон — это не просто теория. Она также образует почти догматическую базу знаний для формирования политики и военно-стратегического мышления. Те, кто считает иначе, в лучшем случае наивные идеалисты, а в худшем — опасные апологеты.
Новая холодная война
В связи с растущей политизацией принимаемых решений вышли на поверхность политические разногласия вокруг того, как Норвегии строить отношения с окружающим миром, и это вовсе не плохо. Но несомненно, что однобокое движение в сторону сближения с США, которое вредит отношениям с Россией, противоречит желаниям населения. Прислушаются ли правительство и парламент к общественному мнению, или же народ начнет следовать логике новой холодной войны? Время покажет.