К 11 сентября США и их союзники намереваются вывести войска из Афганистана. Вывод войск после 20-летнего присутствия начался уже давно: военные базы демонтируют, материал вывозят на самолетах, утилизируют или передают афганским вооруженным силам.
Прошло 32 года с тех пор, как и Советский Союз вывел из Афганистана войска. Как и в 1989 году, сегодня в стране возникает вакуум, которым хотят воспользоваться национальные международные игроки.
Противоположные интересы
Тогда центральное правительство в Кабуле продержалось едва ли три года, прежде чем в 1992 году началась гражданская война и «Талибан»* постепенно захватил всю страну. Сегодня многие сомневаются, что руководство страны во главе с президентом Ашрафом Гани удержится у власти хотя бы на три месяца. Правительство США подчеркивает, что афганские силы безопасности хорошо подготовлены, но несколько дней назад им пришлось во многих местах отступить перед наступающими формированиями «Талибана».
В этой ситуации для «Талибана» мало смысла вступать в длительные переговоры с правительством и идти на компромиссы. Если он придет к власти, то в условиях отсутствия общего противника его сторонники могут начать бороться за власть между собой, в том числе соперничая с другими экстремистскими группировками, например, ветвями «Исламского государства»** и провинциальными князьками.
Ситуация осложняется еще и тем, что соседние государства Пакистан, Индия и Иран преследуют в Афганистане противоположные интересы. Китай в свою очередь хочет не допустить, чтобы мусульмане-уйгуры использовали Афганистан как место бегства. Кроме того, Народная республика обладает в стране многомиллионными концессиями в горнодобывающей отрасли.
Эта многогранная ситуация известна российскому руководству уже не первый десяток лет. Оно рассматривает Афганистан как сферу своих широких интересов. Как и в других регионах, оно стремится использовать локальные конфликты для усиления своего влияния, без чего возникает риск для безопасности России.
Хаос и усиление экстремистских сил в Афганистане могут негативно сказаться и на его северных соседях Таджикистане и Узбекистане, а они связаны с Россией. Это в свою очередь может отразиться и на самой России, где работают десятки тысяч трудовых мигрантов из Средней Азии. После терактов последних лет силы безопасности рассматривают их как потенциальных джихадистов.
Усиление «Талибана»
Россия вот уже несколько лет предпринимает в Афганистане дипломатические усилия, но при этом работает и с «Талибаном», вызывая недовольство центрального правительства в Кабуле. Еще в конце 2015 года специальный представитель президента РФ по Афганистану Замир Кабулов заявил, что созданы каналы коммуникации с «Талибаном». Для обоснования этого он отметил, что у России с «Талибаном» есть общий интерес — борьба с «Исламским государством».
Собственная мирная конференция
В марте 2021 года российское правительство провело одну из множества запланированных мирных конференций в Москве, и «Талибан» сидел за столом переговоров. За несколько недель до этого российское руководство отдельно пригласило высокопоставленных представителей «Талибана» в Россию.
Российский журналист Кирилл Кривошеев из газеты «Коммерсант» так объяснил происходящее: Москва заинтересована в балансе сил в Афганистане. Центральное правительство она считает слабым и зависимым от США. Действительно, США намереваются продолжать ограниченно поддерживать Кабул, в том числе и в военном отношении. Независимо от этого российское правительство хочет сохранить связи с локальными лидерами в провинциях, прежде всего в северной части страны, граничащей с Узбекистаном и Таджикистаном.
Ненадежные партнеры
В 1989 году советские войска ушли из Афганистана, но часть из них осталась в регионе и после распада Советского Союза. И сейчас на афгано-таджикской границе размещена российская 201-я мотострелковая дивизия, несущая военную служба вместе с войсками Таджикистана. Учитывая ситуацию в Афганистане, несколько дней назад президент Путин пообещал коллеге Эмомали Рахмону расширить сотрудничество в военной области.
Но Рахмон полагается не только на Россию. Таджикистан и с Китаем состоит в военном партнерстве, основанном на соглашении о безопасности.
США, согласно «Уолл-стрит джорнел», ищут новые места для размещения своих военных баз в регионе. Несколько дней назад особый уполномоченный США Залмай Халилзад (Zalmay Khalilzad) побывал с визитом в Таджикистане и Узбекистане.
От ухода США и их союзников Россия испытывает некоторое удовлетворение, ведь у тех ничего не получилось в Афганистане. Но похоже, что и ей самой придется нелегко с игроками в этом регионе.
* террористическая организация, запрещена в РФ
** террористическая организация, запрещена в РФ