Три часа понадобилось крымским татарам утром 24 мая 1571 года, чтобы сжечь Москву дотла. Погибли не менее 60 тысяч человек. Это было последнее и самое жестокое нападение татарского ханства на Россию, главенствующую в регионе.
Иван Грозный уже давно унес ноги из города, когда его владения на берегу Москва-реки охватило пламя. Взяв с собой все, что было из золота, серебра и драгоценных камней, царь скрылся на севере, в то время как с юга приближался враг.
«Великий князь обратился в бегство вместе со всеми воинами (…) Татарский хан приказал первым поджечь потешный дворец великого князя в Коломенском, что в миле от города. Бежали все, кто жил в близлежащих посадах».
Люди в подвалах «испарились»
Об этом написал Генрих фон Штаден, вестфалец на службе у царя Ивана, который 24 мая 1571 года чудом остался жив после разрушения Москвы крымскими татарами. Накануне крымский хан Девлет-Гирей разбил лагерь у города. На следующее утро его воины начали поджигать западные предместья:
«Город, дворец (…) и предместья сгорели снаружи и внутри за шесть часов (…) Колокола на храме рухнули вместе со стенами, на которых висели, и те, кто намеревался там спрятаться, были убиты камнями. Храм был объят огнем снаружи и внутри, горели и церковные башни вместе со всеми украшениями и изображениями святых. Только крепостные стены уцелели. Башни и склады, где лежал порох, взорвались, и люди, которые были в подвале, испарились».
Крымское ханство постоянно угрожало России
Крымское ханство было государством, возникшим после распада Золотой Орды. Его основал в 1236 году внук Чингисхана Батый в пространстве между Черным морем и Уралом. Столетиями ханы Золотой Орды собирали дань с мелких русских князей и решали их дела. Но со временем соотношение сил изменилось.
В конце XV века власть над Россией сосредоточилась в руках Москвы, в то время как Золотая Орда распалась. Два образовавшихся после ее распада государства — Казанское и Астраханское ханства на Волге — Иван Грозный покорил соответственно в 1552 и 1556 годах. Но Крымское ханство оставалось угрозой для России.
Российские летописи только в первой половине XVI века насчитывали 43 татарских набега. Но таких ужасных последствий, как в мае 1571 года, в Москве уже давно не было. Сильный ветер разносил огонь по городу, состоявшему преимущественно из деревянных построек. Когда пламя перебросилось на переполненный беженцами Кремль, началась паника.
Русский летописец писал: «В три слоя люди лежали друг на друге, каждый наступал на голову другого. Те, что были сверху, топтали тех, которые оказались внизу».
Генрих фон Штаден рассказал о женщине, пытавшейся бежать на крытой повозке. Она доехала только до городских ворот: «Когда повозка добралась до ворот, ее настиг огонь, и повозка сгорела вместе с лошадьми и всеми ценностями из золота и серебра, лежавшими на ней. После пожара от повозки ничего не осталось, только железная арматура».
Кое-как спаслись
Сам фон Штаден долго не мог найти убежища. У входа в один из подвалов ему знаками показали, что места там больше нет. Но он «пробился» сквозь толпу русских и добрался до какого-то помещения со сводами. Там была «железная дверь. Я снял одну створку с петель и там спас себя и своих слуг».
Погибшие были и среди английских купцов, державших в Москве подворье. Около 25 англичан задохнулись в пивном погребе, как пишет свидетель. «Господа Гловер и Роули пошли в тот подвал, но жар был так велик, что они едва унесли ноги (…) Им повезло спастись в другом подвале, и там по воле Божьей они остались в живых».
«После пожара в городе не осталось ни кошек, ни собак»
Как минимум 60 тысяч человек стали жертвами пожара — половина населения города. Царь Иван приказал бросать трупы в Москва-реку. При отступлении татары угнали 100 тысяч русских в рабство. Москва превратилась в пепелище.
«После пожара во всем городе не осталось ни кошек, ни собак». Такой итог подвел Генрих фон Штаден. Чтобы восстановить город, понадобилось четыре года.