В докладе «Фейсбука», опубликованном в среду, главным производителем дезинформации по-прежнему называется Россия. Это примечательное открытие, учитывая что всего пять лет назад, в ходе президентской кампании 2016 года, российские оперативники развернули широкомасштабную операцию влияния в социальных сетях.
«Фейсбук» заявляет, что с 2017 года, когда только начал игру в кошки-мышки, чтобы пресечь манипуляцию общественной дискуссией, выявил у себя на платформе дезинформационные кампании более чем в 50 странах. Всего в докладе перечисляется 150 операций по дезинформации, которые удалось прервать. Компания подчеркивает, что за последние годы эти операции стали более изощренными и дорогостоящими — даже при том, что их охват и аудитория существенно сократились.
Все больше игроков, сообщает «Фейсбук», извлекли уроки из российского опыта и развернули собственные операции по дезинформации. Это касается в основном мутных фирм, которые занимаются черным пиаром для нескольких сторон сразу, но также политиков, маргинальных групп и даже правительств, сказал глава отдела политики безопасности «Фейсбука» Натаниэль Гляйхер (Nathaniel Gleicher) по телефону.
«Поначалу это был вроде как элитный вид спорта, но теперь мы видим, что в игре все больше участников», — сказал Глейхер, добавив, что ситуация все больше напоминает операции по линии разложенческой работы в эпоху до социальных сетей — «более узкие и более адресные, дороже и затратнее по времени — и к тому же с меньшим успехом».
В 2017 году «Фейсбук» выявил масштабную операцию по влиянию, в ходе которой российское Агентство интернет-исследований" подвергло 126 миллионов пользователей политической дезинформации перед выборами 2016 года. С тех пор социальная сеть вкладывается в службу контроля: она наняла более 10 000 сторонних модераторов контента и экспертов в предметной области, а также создала специальные алгоритмы для поиска нежелательного контента.
В докладе есть один нюанс: «Фейсбук» и другие платформы социальных сетей могут проанализировать лишь раскрытые злоумышленные действия, но ничего не знают о более обширной вселенной дезинформации, которая остается незамеченной.
«Полагаю, мы должны быть осторожнее, говоря о том, что всё знаем», — сказал Гляйхер.
Однако осведомленные источники утверждают, что руководители «Фейсбука» игнорировали целые сферы дезинформации в ряде стран, несмотря на предупреждения. Они утверждают, что к проблемам привели нерешительное обращение с некоторыми политиками и партиями, а также особо пристальное внимание к выборам, событиям и странам, считающимися приоритетными. «Фейсбук» эти обвинения оспаривает.
В последние годы ни одна из раскрытых кампаний в социальных сетях не сравнилась по размаху с российской деятельностью 2016 года. Но и первоначальная кампания во многих отношениях была довольно бесхитростной. Так, в сообщениях нередко встречались грамматические ошибки, выдававшие неносителей языка.
С тех пор дезинформаторам пришлось разрабатывать новые методы, чтобы привлечь внимание общественности.
В докладе подчеркиваются важные тенденции, в том числе сравнивается количество зарубежных дезинформационных операций с внутренними (внутренние слегка преобладают) и выясняется, чем они мотивированы, политически либо финансово (преобладает последнее, но установить, кто платит мутным пиар-фирмам, можно не всегда).
Ведущими странами по дезинформации как на внутреннем рынке, так и за рубежом «Фейсбук» назвал Россию, Иран, Мьянму, США и Украину.
Жертвой же дезинформации чаще всего становятся США, Украина, Великобритания, Ливия и Судан.
В докладе отмечается, что операции становятся все более изощренными, и отличить их от подлинной политической деятельности становится все труднее. Особенно остро эта проблема встала на выборах в США 2020 года, которые докладе называются «переломным моментом в недавней истории операций по влиянию».
В докладе говорится, что перед голосованием на ход общественной дискуссии пытались повлиять Россия, Иран и Китай — очевидно, с ограниченными результатами. Изощреннее всех поступило российское Агентство интернет-исследований, наняв людей из Ганы, чтобы те выдавали себя за чернокожих американцев и обсуждали политические и расовые проблемы. «Фейсбук» также выявил теневую сеть, которой заправляли мексиканцы, писавшие о проблемах латиноамериканской гордости и движении «Жизни черных важны» (Black Lives Matter). Отмечается, что ФБР позднее тоже связало эту операцию с российским агентством.
Наоборот, гораздо большее влияние оказала дезинформация внутренняя. В пяти операциях в США, раскрытых перед выборами 2020 года, участвовали внутренние политические игроки.
Причем четверо из пяти придерживались правых взглядов.
Одним из них оказалась американская маркетинговая фирма «Ралли Фордж» (Rally Forge) — она нанимала подростков для распространения дезинформации и была связана с поддерживающей Трампа организацией «Поворотный момент для США» (Turning Point USA). Остальные группы были связаны с теорией заговора QAnon, пропагандой белого шовинизма и критикой иммиграции и сетью, связанной с советником Трампа Роджером Стоуном (Roger Stone) и группой ополченцев «Гордые парни» (Proud Boys).
Кроме того, вскоре после выборов «Фейсбук» отключил сеть, связанную с бывшим советником Трампа Стивом Бэнноном (Steve Bannon). Она в докладе не упоминалась, поскольку не достигла уровня полномасштабной операции.
Одна из тенденций, отмеченных в докладе, — это рост «взлома восприятия», когда ставится под сомнение подлинность общественных дебатов.
Перед промежуточными выборами 2018 года в США «Фейсбук» обнаружил, что российское Агентство интернет-исследований создало сайт usaira. ru с таймером обратного отсчета до выборов. Сообщается, что всего было создано более 100 подложных профилей в «Инстаграме».
«Эти фальшивые профили вряд можно считать признаком сложной операции, скорее это была попытка создать видимость влияния», — заключается в докладе.
Комментарии читателей:
WB Michigan
Тут и сомнений быть не может: Путин устроил серьезную атаку на демократию, но я все же считаю, что надо больше бояться Мёрдоков. Их медиа-платформы очень успешно радикализуют правых последние 20 лет. Особенно «Фокс» у нас и «Скай» в Австралии. Если они проникнут в британские СМИ, я боюсь, что у демократии возникнут серьезные проблемы.
Otrcomm
Если «Фейсбук» дает эту дезу публиковать, он и сам ничуть не меньший игрок.
Sick of Phants
Америка по-прежнему лидирует по числу гунявых идиотов с отвисшей челюстью, которые на все ведутся. Это что, наша образовательная система виновата? Или это промышленность постаралась? Может, и впрямь что-то с водой не то? Почему же американцы такие тупые? Даже обидно.
Rkerney
Все равно главный производитель дезы — это «Фейсбук». С небольшим отрывом от «Ютуба».
Mastermind168
Главные распространитель дезинформации — это правые американцы. Русские только копировать за ними горазды.
David W Drake
При всем уважении к Марку Цукербергу. Главный поставщик дезы не Россия, а сам «Фейсбук».
23karnzz
А чего вы хотите от криминального государства вроде России, которой правит форменный бандит? Россия ни на что сама не способна, поэтому все ворует у США. Если Америка рухнет, и воровать технологии будет неоткуда. Россия смахивает на озлобленного неудачника, который знает, что проиграл, но ничего поделать не может, поэтому портит жизнь окружающим и сеет хаос.