Европейский парламент обсуждает новые санкции против России. Варианты могут включать: запрет на импорт российских энергоносителей, исключение России из международной системы финансовых расчетов, замораживание активов российских олигархов, повторное обсуждение будущего проекта «Северный поток — 2» и многое другое.
Фактически после украинского кризиса ЕС уже реализовывал несколько раундов санкций против России, но никогда не затрагивал такие области, как «запрет на торговлю энергоресурсами» и «исключение из международной финансовой системы», потому что оба этих варианта — жестокие приемы, при которых «убиваешь тысячу врагов, но погибают восемьсот своих солдат». «Жестокие слова» Европарламента при обсуждении санкций против России могут быть средством давления и своего рода дипломатической позицией. Если между Россией и Европой не разразится ожесточенный конфликт, эти крайние варианты невозможны. Тем не менее возможность открыто обсуждать их за столом также имеет важное значение, указывающее на то, что отношения между ЕС и Россией сейчас переживают очень сложный этап.
Во-первых, чувство небезопасности у Европейского союза продолжает расти. После кризиса на Украине США, европейские государства и другие страны ввели ряд экономических санкций против России, что вызвало большие трудности для российской экономики. Однако с течением времени действие санкций постепенно ослабевало. С 2021 года ситуация на востоке Украины, которая оставалась спокойной почти год, вновь стала напряженной, возобновились обстрелы и столкновения. Россия разместила в приграничных районах 150 тысяч военнослужащих, что не только вынудило Киев ощутить давление, но и заставило страны Восточной Европы почувствовать сильный «запах пороха». НАТО начала посылать дополнительные военные корабли для совершения крейсерских рейсов по Черному морю и проведения военных учений в черноморских водах и на Балканском полуострове. Россия также подтянула войска в этот регион, отвечая на угрозу Запада. 21 апреля президент России Владимир Путин предупредил, что Запад не должен переходить «красную черту», установленную Россией. Он заявил, что Москва будет быстро и жестко реагировать на любую провокацию. Растущее чувство незащищенности в восточных странах ЕС побудило Брюссель пересмотреть свои отношения с Москвой.
Во-вторых, улучшение американо-европейских отношений укрепило уверенность Брюсселя. После прихода к власти Джо Байдена США отказались от концепции унилатерализма Трампа «Америка прежде всего» и полностью наладили отношения с системой союзников. Байден активно занялся дипломатией в области прав человека и непрерывно оказывал давление на Москву по этим вопросам. В марте этого года США и Евросоюз расширили санкции против России в связи с арестом российского оппозиционера Алексея Навального. В апреле Соединенные Штаты объявили о высылке российских дипломатов из некоторых стран Восточной Европы на основании «злонамеренных действий», таких как кибератаки России и вмешательство в выборы в США. В мае, после того как президент Белоруссии Лукашенко отдал приказ о перехвате авиалайнера Ryanair и аресте журналиста-оппозиционера, Евросоюз обвинил Москву в участии в инциденте и начал планировать еще одну совместную серию действий с США. Байден стремится участвовать в совместных действиях союзнических западных сил, что, несомненно, дало восточноевропейским странам, испытывающим серьезную «русофобию», большую уверенность, в связи с чем они призвали Европарламент к расширению санкций против России. При поддержке Байдена «запах пороха» в отношениях между Европой и Россией становится все сильнее.
В-третьих, внутренние силы Европейского Союза «растут на востоке и слабеют на западе». «Брексит» ослабил влияние «Старой Европы» в Брюсселе, в то время как влияние «Новой Европы», представленной Польшей, Чехией и странами Балтии, в некоторой степени увеличилось. По историческим и геополитическим причинам новые европейские страны становятся все более проамериканскими и антироссийскими. Война на востоке Украины длится уже 6 лет, и новые европейские страны все больше теряют доверие к диалогу между ЕС и Россией, они более склонны следовать за Вашингтоном и активно соперничать с Россией. Фактически не только новые европейские страны выступают за жесткое отношение к России, но и позиции некоторых старых европейских стран также меняются. 30 апреля Россия объявила контрсанкции против Европейского союза, запретив восьми высокопоставленным чиновникам ЕС въезд в Россию. Председатель Европейской комиссии Урсула фон дер Ляйен написала в Твиттере: «Мы вместе с председателем Европейского парламента Давидом Сассоли и председателем Европейского совета Шарлем Мишелем самым решительным образом осуждаем неприемлемые решения, принятые Россией».
Следует признать, что между Москвой и Брюсселем существуют серьезные разногласия по вопросам международного порядка, идеологии и Украины, которые делают взаимное доверие в области безопасности в регионе все более хрупким. 31 мая министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил на конференции по отношениям России и ЕС, что «европейский континент переживает беспрецедентный кризис доверия». Европа не только строит «окопы» в своих отношениях с Россией, но и пытается вмешиваться во внутренние дела России. Верховный представитель ЕС по иностранным делам и политике безопасности Жозеп Боррель также сказал, что он видит риск ухудшения отношений между Брюсселем и Москвой, и ЕС должен продолжать обращать внимание на развитие этих событий.
Текущие санкции ЕС в отношении России не могут разрушить российскую экономику, но, если они будут расширены до запрета на торговлю энергоресурсами между Россией и Европой, это, несомненно, станет серьезным ударом. В 2019 году прибыль от российского экспорта в Европу составила около 188 миллиардов долларов, из чего более 70% приходилось на энергоносители. Запрет торговли энергоносителями может вызвать экономический кризис в РФ. Однако Россия обладает большой всеобъемлющей национальной мощью и довольно сильной выносливостью, поэтому ее не должны сокрушить санкции.
Взаимозависимость в энергетическом сотрудничестве между Россией и Европой чрезвычайно высока: Россия обеспечивает около 40% потребностей ЕС в энергии. Обе стороны не могут отделиться друг от друга в краткосрочной перспективе. Энергия — это особый товар, который неотделим как от национального экономического производства, так и от благосостояния простых людей. Говорить резкие слова легко, но чтобы жить, нужны настоящие деньги.
Оглядываясь назад на отношения между ЕС и Россией после холодной войны, можно обнаружить, что Запад всегда хотел выступать в качестве «наставника» России в области развития и направлять ее политическое развитие и экономические преобразования. Он не может признать Россию равноправным партнером и не желает признавать, что под руководством Путина страна уже нашла свой собственный путь развития. Сегодняшний мир сталкивается со множеством глобальных проблем, таких как эпидемия коронавируса, экономический спад и изменение климата. Ни одна страна не может заботиться только о себе. Правильный выбор сейчас — это только сплоченность и сотрудничество. Продолжение спекуляций о различиях в идеологии и политических системах и использование прав человека и демократии в качестве предлога для вмешательства во внутренние дела других стран может привести только к дальнейшему обострению разногласий и конфронтации. Поэтому в межгосударственных отношениях экономические санкции и шантаж не помогут разрешить противоречия. Правильный путь — это толерантность, диалог и сотрудничество.
Чжан Хун (张弘) — научный сотрудник Института России, Восточной Европы и Центральной Азии Китайской академии общественных наук