Ирвайн — В попытке решить проблему быстрого старения населения Китай недавно объявил, что позволит всем семьям в стране иметь до трёх детей. Такое решение было принято после широкого обнародования данных о том, что суммарный коэффициент рождаемости в Китае в 2020 году составил всего лишь 1,3 на женщину, что аналогично показателю Японии (1,36 в 2019 году) и заметно ниже, чем в США (1,7).
Между тем, тот факт, что суммарный коэффициент рождаемости в Китае сегодня ниже уровня воспроизводства населения, является лишь частью демографических проблем страны. Вторая проблема — это сами размеры населения в пожилом возрасте. До 1971 года политика Китая в сфере семейного планирования была нацелена на повышение рождаемости, а доступ к контрацептивам и обучению семейному планированию ограничивался. В результате численность пожилого населения страны (включая людей, которые вскоре войдут в эту категорию) сегодня стала невероятно большой: размер населения в возрасте от 15 до 24 лет составляет всего лишь 72% от численности населения в возрасте 45-54, в то время как в Японии этот показатель равен 79%, а в США — 100%. Такая демографическая структура в виде перевёрнутой пирамиды ещё сильнее обостряет проблему снижения рождаемости, потому что стране нужны новые, молодые работники, способные заменить тех, кто выходит на пенсию и будет нуждаться в поддержке.
Третья проблема — неравенство города и деревни. Сельскому населению Китая, как правило, запрещается переезжать в города из-за принятой в стране системы прописки («хукоу»). И поэтому у сельских жителей меньше возможностей доступа к услугам образования и здравоохранения. В 2010-2012 годах уровень охвата обучением в городах равнялся 100% для основного общего образования, 63% для полного среднего образования и 54% для высшего образования; а в сельских районах эти цифры составляли 70%, 3% и 2% соответственно.
В 2008 году в городах было 2,68 врачей на 1000 жителей, а в сельских районах — всего лишь 1,26 на 1000 человек. Неудивительно, что у жителей сельских районов хуже состояние здоровья, у них ниже продолжительность жизни и выше процент заболеваемости, чем у жителей городов.
Китайские власти обычно обсуждают каждую из этих проблем отдельно. Но это ошибка. Все перечисленные выше проблемы — низкий суммарный коэффициент рождаемости, последствия прежней политики содействия рождаемости и неравенство между городом и деревней — негативно влияют на возрастную структуру населения, что напрямую будет сказываться на долгосрочном экономическом развитии Китая.
Темпы роста экономики очень сильно зависят от качества рабочей силы. Если работники не могут получить доступ к услугам здравоохранения или приобрести необходимые навыки в школе или на рабочем месте, это негативно отражается на экономике. Различиями в качестве работников разных стран можно объяснить примерно половину всех межгосударственных различий в уровне доходов и темпах экономического роста.
Предоставление китайским супругам возможности заводить трёх детей не сможет автоматически повысить суммарный коэффициент рождаемости. И такое решение необязательно поможет решению более крупных экономических задач. Рождаемость зависит от социально-экономических факторов, например, от стоимости ухода за детьми, их воспитания и обучения, а также от экономических перспектив, которые, по мнению родителей, открываются перед их отпрысками. Подобные затраты невероятно высоки в городах Китая, где жильё стоит дороже, чем в любой другой стране с аналогичным уровнем доходов.
Кроме того, в стране очень высока учебная конкуренция. Дети и их родители начинают ощущать давление предстоящих общенациональных вступительных экзаменов в вузы («гаокао») ещё в начальной школе. Реформа 1999 года, увеличившая число мест в вузах, отчасти, наверное, ослабила это давление, однако при этом темпы роста количества рабочих мест начали отставать, и в результате, естественно, повысился уровень безработицы среди выпускников.
Городские родители также несут на себе бремя заботы о собственных стареющих родителях. А это нелёгкая задача в стране, где пенсии малы и где лишь немногие переезжают в дома престарелых в конце жизни. Большинство стареющих китайцев ожидают, что о них будут заботиться их повзрослевшие дети. А поскольку правило «один ребёнок в семье», действовавшее в период с 1979 по 2016 годы, строже соблюдалось в городах, большинство молодых родителей в городских районах являются единственными детьми в своих семьях. Без братьев и сестёр, с которыми можно было бы разделить нагрузку, китайских супругов ожидает одно или два десятилетия необходимого ухода сразу за четырьмя стареющими родителями, а попутно им надо будет воспитывать собственного ребёнка. Если прибавить сюда ещё двух «разрешённых» детей, число иждивенцев у средней китайской супружеской пары вырастет с пяти до семи.
Напротив, в сельских районах коэффициент рождаемости выше, а стоимость ухода за детьми и их обучения ниже. Жильё там дешевле, а возможностей для получения образования не так много, поэтому родители могут меньше тревожиться по поводу расходов на обучение. У сельских китайцев репродуктивного возраста намного чаще имеются братья или сестры, с которыми они могут вместе ухаживать за престарелыми родителями.
В таких обстоятельствах разрешение на трёх детей в семье, данное без проведения других изменений, скорее всего, не принесёт желаемых экономических результатов и может даже усугубить ситуацию. У городского населения число детей вряд ли резко увеличится, если не будет снижено финансовое бремя уходами за ними и за престарелыми родственниками. Рождаемость повысится лишь в сельских районах страны. А если не улучшить системы здравоохранения и образования на селе, тогда начнут расти размеры и доля неквалифицированного трудоспособного населения.
Рабочая сила, в которой растёт доля неквалифицированных работников — это последнее, что нужно Китаю, жаждущего стать первопроходцем в технологических инновациях и повысить статус страны, которая сейчас входит в категорию стран со средними доходами. Но если улучшение школьного образования и здравоохранения в сельских районах — это понятная задача (хотя и дорогая), то создавать занятость для выпускников вузов будет намного труднее. А без такой занятости молодёжь не сможет поддерживать стареющее население.
Китайские власти демонстрируют свою осведомлённость о некоторых из этих проблем. Они не только повысили лимиты на количество детей, но и признают необходимость снижения стоимости жилья и предоставления субсидий на обучение. Однако их предложения остаются туманными, потому что в реальности никаких простых решений нет. Китайским властям нужно внимательно оценить экономические последствия демографических тенденций в стране с учётом различий между городом и деревней — и постараться не усугубить и так уже трудную проблему.
Нэнси Цянь — профессор управленческой экономики и науки о принятии решений в Школе менеджмента Келлога Северо-Западного университета, а также директор Китайской лаборатории.