Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Helsingin Sanomat (Финляндия): Маркку Кивинен больше 20 лет возглавлял Александровский институт, изучающий Россию

© CC BY-SA 4.0 / Soppakanuuna / Перейти в фотобанкФинский социолог Маркку Кивинен
Финский социолог Маркку Кивинен - ИноСМИ, 1920, 09.06.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В 1996 году в Финляндии появился Александровский институт — для исследования России и Восточной Европы. Его создание было доверено профессору социологии Маркку Кивинену, который и стал руководителем института более чем на 20 лет. Россию и россиян Маркку Кивинен видит по-своему.

Вряд ли у многих исследователей, работающих по российской тематике, есть в роду столь же большой опыт взаимодействия с Советским Союзом, как у Маркку Кивинена (Markku Kivinen). Депутата Социал-демократической партии Калле Лепола (Kalle Lepola), дядю его мамы Лахьи (Lahja), расстреляли в период сталинских репрессий осенью 1937 года.

«Моя мама рассказывала, что они узнали о судьбе дяди Калле еще до войны. Это стало большим потрясением для всей семьи. В финских левых кругах произошедшее пытались как-то обосновать, и это было оскорбительно», — вспоминает Маркку Кивинен.

«В 60-е годы наша семья говорила об этом открыто».

Когда в 1956 году о преступлениях Сталина стали говорить открыто, Лахья Кивинен и журналист Суло Кивинен (Sulo Kivinen) начали требовать правосудия. Но им ничего не удалось сделать: в следующем году Суло «Сути» Кивинен лишился работы в газете Kansan Uutiset.

«Мои родители были бескомпромиссными антисталинистами».

Похоже, история семьи повлияла на выбор профессии Маркку Кивинена.

«Моя мама ведь была социологом, мы много говорили об общественных науках, и позже я ими увлекся. В то же время излишне критичный настрой моих родителей привел к тому, что в студенческие годы, примкнув к левым, я не стал придерживаться самых радикальных взглядов», — рассказывает он.

«Хотя я, конечно, изучал классовую теорию Маркса и присоединился к тусовке Арто Норо».

Кивинен занимался социологией и даже стал профессором — и тут в его жизнь вновь вошла тема России. В 1996 году Кивинену доверили создание Александровского института для исследования России и Восточной Европы. Старт был довольно скромным.

«Сначала у нас было всего четыре сотрудника. Сейчас в институте работает 70 человек».

Кивинена ценят за умение налаживать контакты. Он смог упрочить статус Александровского института. Кивинен создал этот институт и руководил им больше 20 лет (с 1996 по 2018 год, прим. перев.).

Институт проработал в статусе ведущего центра исследований по меньшей мере восемь лет. В тот период было выпущено 40 исследовательских работ и 200 статей — на английском и русском языках. Сейчас Маркку Кивинен думает, что стоило бы опубликовать некоторые из них на финском.

«Отечественная пресса и аудитория узнали бы больше о результатах наших исследований».

Александровский институт и Кивинена критиковали за слишком мягкое отношение к России. Есть ли на это причины, и с чем это связано?

«Да, такие нападки начались еще в 90-е годы, мы еще мебель занести не успели», — вздыхает Кивинен.

«Как мне кажется, такой негативный образ появился из-за ошибочного мнения. Он не соответствовал действительности, но закрепился ужасно прочно».

«На ту критику я вообще не стал реагировать. Такое клеймо — ничего не стоящая научная дискуссия».

К объекту своих исследований, России и россиянам, у Кивинена двоякое отношение.

«Я испытываю сочувствие к простым людям и гражданскому обществу, но ситуация в стране кажется во многом очень мрачной. Там процветает этнонационализм, с особыми российскими чертами».

Необходимо проанализировать многочисленные российские противоречия и конфликты, которые требуют решения, подчеркивает Кивинен. В этом он видит задачу и для социологов.

Однако научное сотрудничество с Россией по-прежнему оставляет желать лучшего. Но Маркку Кивинен не хочет сдаваться. Он считает, что необходимо искать новые уровни и точки соприкосновения.

«Мы не можем быть стороной, которая закрывает двери — хотя мы не питаем иллюзий и не поддерживаем нарушение прав человека».