Махачкала — Здесь вам лучше не носить шорты. Окружающие посчитают, что вы ведете себя вызывающе, наставлял нас гид Мухаммад в столице Дагестана Махачкале в мае.
Тогда я приехал в исламскую республику на самом юге России как турист.
В период эпидемии коронавируса Дагестан обрел популярность среди российских туристов. Суровые горные пейзажи и богатая история республики впечатляет — однако устои порой вызывают недоумение.
Многих россиян, раньше отдыхавших в Турции или Египте, может удивить, насколько сильно ислам влияет на жизнь в южной России. Ежедневными молитвами в Дагестане никого не удивить, женщины носят хиджаб, продажа алкоголя сильно ограничена.
Дагестан сейчас стремительно превращают в туристический центр. Республика долго жила по своим правилам, и такие перемены по нраву далеко не всем. Многие боятся, что северные туристы подадут местной молодежи дурной пример.
Например, женщин здесь порицают за курение.
В Дагестане живут самые строгие приверженцы ислама в России. Нормы поведения женщин и мужчин сильно различаются. Здесь женщина — в первую очередь супруга и мать, главная задача которой — вести домашнее хозяйство.
Однако Дагестану еще рано беспокоиться о снижении роли религии в жизни молодежи.
Ислам укрепляет свои позиции в России, а православие — теряет. Особенно стремительно перемены происходят в среде молодежи.
Судя по опросу 2021 года, 12% россиян в возрасте от 18 до 24 лет считают себя мусульманами, 43% говорят о приверженности православию. Еще четыре года назад эти показатели составляли 6% и 66%.
Считается, что в дальнейшем позиции ислама в России будут только укрепляться. Этому способствует и рост мусульманского населения.
Многие финны наивно считают, что в России живут одни русские.
На самом деле в России проживает больше 150 этнических групп, многие из которых имеют свой собственный язык. В одном только Дагестане, который находится на берегу Каспийского моря, проживает 30 коренных народов.
Жителей Дагестана, присоединенного к России больше 200 лет назад, объединяет ислам — а также русский язык. Без русского носители разных языков и диалектов вряд ли смогли бы друг друга понимать.
В республике Чечня и республике Ингушетия, где тоже исповедуют ислам, ситуация иная. Это республики одного народа и одного языка.
У русских и мусульманских народов непростая история отношений.
Радикально настроенные мусульмане по-прежнему смотрят косо и говорят что-то про «русских захватчиков», хотя сейчас все довольно мирно и спокойно.
После Второй чеченской войны центр беспорядков сместился в Дагестан. Считающийся террористической организацией Кавказский эмират (запрещен в РФ) с 2007 года пытался создать на Северном Кавказе независимое исламское государство.
Спустя десять лет после начала этой борьбы в 2007 году Россия официально заявила о ликвидации организации.
Однако негативное отношение к россиянам и недоверие к центральному правительственному аппарату страны сидит достаточно глубоко.
Во время горной прогулки мы ужинали у Мурата и Гули, которые регулярно принимают туристов. Трапеза в традиционном стиле проходила на полу, и хозяева хвалили правительство Дагестана, которое, по их словам, заботится об интересах россиян.
О Рамзане Кадырове здесь отзываются с большим уважением. В главе соседней республики их привлекает, по словам самого Кадырова, бескомпромиссное соблюдение норм ислама.
В случае возникновения проблем у дагестанцев не принято обращаться в полицию — вопросы часто решаются при посредничестве имама, духовного лица.
Когда мы поинтересовались, что важнее — российская Конституция или исламский шариат, ответ не заставил себя долго ждать.
«Конечно же, в Дагестане шариат главнее», — сказал Мурат и попросил жену подать гостям чай с чабрецом.