Когда Ангела Меркель в ближайшие дни отправится в путь, что случается с ней ныне не так часто, ее будут сопровождать две спутницы. Первую зовут Осторожность. Госпожа канцлер все связанные с коронавирусом опасности воспринимает неизменно серьезно, а это усложняет все мероприятия. Вторая спутница — это история, с ее грузом ответственности. После 16 лет правления пользовавшаяся вниманием всего мира глава правительства ФРГ приближается к концу своего пребывания у власти. А это значит, что политическое «деловое ядро» ее визита будет укрыто толстым слоем эмоций.
Замечательны уже слова Джен Псаки, пресс-секретаря президента США, которые были как были предпосланы приему Меркель в Белом Доме в этот четверг. Речь идет об «основополагающем для нашего будущего визите», подчеркивает Псаки. И ни словечка об отставке и прощании. При разговоре о визите Меркель речь идет о «незавершенном бизнесе» — то есть об оставшихся неразрешенными вопросах, которые должны быть решены с госпожой Меркель.
В самом верху списка стоит проект «Северный поток — 2». Президент Байден по-прежнему считает немецко-русский газопровод «плохой сделкой». Об этом нас информирует Джен Псаки и добавляет, что это будет «частью дискуссии». Борьба вокруг трубы относится к тем вопросам, которые для Меркель после прихода к власти Байдена стали еще сложнее. Отношения с Трампом у нее были изначально очень плохими, и не была даже надежды на улучшение. А вот Байден, в отличие от Трампа, ищет в Германии партнера. Но «Северный поток — 2» усложняет это новое начало в отношениях. Вот уже много недель Вашингтон и Берлин бодаются на тему того, как эта проблема может быть устранена с пути — желательно еще до посещения госпожой Меркель Белого Дома.
Она не думает, что еще до ее приезда в Вашингтон уже будет достигнуто согласие — именно этими словами Меркель понизила порог ожиданий у наблюдателей. «Мы на середине пути», — сказала она во время переговоров с украинским президентом Зеленским. И вряд ли это совпадение, что визит Зеленского в Берлин состоялся перед самым отъездом Меркель на переговоры в США. Украина боится, что из-за газопровода «Северный поток — 2» ее собственный газопровод станет ненужным в деле транзита российского газа в Европу. Это приведет к уменьшению доходов украинской казны и еще сильнее ослабит Украину в противостоянии с Россией. «Северный поток — 2» несет с собой потенциальную угрозу безопасности Украины и для всего региона«, — утверждает Зеленский. Украинский президент требует гарантий «от Европейского Союза, от Германии и от Франции».
Украина ждет гарантий от Германии
Меркель обнадеживает: «Германия очень серьезно воспринимает украинские озабоченности и приложит все усилия к тому, чтобы „Северный поток — 2" не стал заменой для обещанных транзитных поставок через Украину». Она добавляет, что «для Германии совершенно ясно и очень важно, чтобы Украина оставалась страной газового транзита». Меркель ссылается на российско-украинский транзитный договор, который в том числе и благодаря ее усилиям продлен до 2024 года с перспективой дополнительного продления до 2034 года. «Германия будет настаивать на том, чтобы [участие Украины в транзите] сохранялось и в будущем». «Мы это Украине обещали, и мы этого своего обещания будем придерживаться», обнадежила своего собеседника фрау-канцлерин. И дальше добавляет, словно стараясь убедиться, что собеседник ее понял: «Я имею обыкновение придерживаться своих обещаний, и это же будет относиться и к каждому новому немецкому бундесканцлеру».
Зеленский, однако, хотел бы конкретики. По крайней мере начиная со времени аннексии Крыма и начала войны на востоке страны Украина не доверяет обещаниям русских придерживаться договоров. Украина чувствует подтверждение этих своих опасений в недавних словах кремлевского правителя Владимира Путина. В соответствии с этими словами, «Украина должна показать свою добрую волю», если она хочет и дальше оставаться транзитной страной для русского газа.
Идея немецкого правительства обещать компенсации на тот случай, если русские транзитные деньги не поступят в украинский бюджет, — эта идея не встретила с украинской стороны большого энтузиазма. Перед отъездом Меркель в Вашингтон так и оставалось неясным, будет ли окончание строительства газопровода «Северный поток — 2» обусловлено наличием юридической нормы типа «смертельного выключателя» (kill switch) — требованием немедленного отключения любого транзита в том случае, если Россия оставит украинский трубопровод совсем пустым.
Кандидат в канцлеры от ХДС Армин Лашет и его конкурент из СДПГ Олаф Шольц своими выступлениями последнего времени создали впечатление, что наличие такой юридической нормы является практически решенным делом. Поток газа можно будет остановить «в любое время после того, как газопровод будет готов», поскольку в случае ущерба для Украины «деловое основание для проекта „Северный поток — 2" будет считаться отсутствующим». Именно так выразился Лашет на дебатах кандидатов во время мюнхенской конференции по безопасности. Тогда к этой его точке зрения присоединился и глава Минфина Олаф Шольц.
Маас торжествует по поводу «нового старта» для трансатлантического сотрудничества
Тем временем ФРГ старается показать свою добрую волю — страна старается участвовать и в других инфраструктурных проектах стран Центральной и Восточной Европы — в рамках «инициативы трех морей» (Балтийского Черного и Средиземного — прим. ред.). На прошлой неделе глава МИД Хайко Маас присоединился к саммиту государств — членов этой инициативы. Во время этой встречи он был полон восторга по поводу «нового старта» для трансатлантического сотрудничества.
Тем временем руководство проекта «Северный поток — 2» набирает в свою копилку факты, свидетельствующие о выполнимости проекта. «Мы исходим из того, что строительные работы будут закончены к концу августа», — сказал глава Nord Stream AG Маттиас Варниг изданию Handelsblatt. Техническая приемка выполненных работ, по данным министерства экономики, уже идет полным ходом.
Байдена подобное запущенное состояние вещей не должно удивлять. Он и его глава МИДа Энтони Блинкен уже с давних пор исходят из того, что окончание строительства «Северного потока — 2» невозможно остановить. А потому Байден и Блинкен решили отказаться от прямых санкций против участников проекта. Но за эту свою уступку они хотят [от Германии] помощи по схеме «услуга за услугу». Байден хотел бы поговорить с Меркель о еще более жестком курсе против Китая. Взамен Меркель дадут еще покупаться в лучах славы в США. Она будет объявлена почетным доктором очередного в ее карьере университета — на этот раз университета Джона Хопкинса. Это уже восемнадцатый университет, решивший увенчать госпожу Меркель докторским ученым званием.