Токио — Когда в финале командного многоборья по мужской спортивной гимнастике на кону стояла золотая медаль, Никита Нагорный продемонстрировал мощное присутствие духа и решил сымпровизировать в вольных упражнениях, чтобы получить все возможные десятые доли баллов для своей команды, которая представляет Российский олимпийский комитет.
Его мастерское умение продемонстрировать все его блестящие навыки в одном выступлении позволила ему вновь сымпровизировать во время церемонии награждения.
Требования, введенные в связи с пандемией covid-19, диктуют, чтобы победители сами брали медали с подноса и надевали их себе на шею, но Нагорный был настолько воодушевлен неожиданной победой своей команды, что он перехватил ленту с золотой медалью, предназначавшейся для его товарища по команде Артура Далалояна, и сам одел ее на шею Далалояна. Далалоян, который выступил поразительно хорошо спустя всего три месяца после травмы ахиллово сухожилия, сделал то же самое для Нагорного, продемонстрировав ту исключительно слаженную командную работу, которая позволила им победить.
Благодаря блестящему выступлению Нагорного российская команда опередила Японию в финале, завоевав золото, — впервые с Олимпийских игр в Атланте 1996 года. Команда Российского олимпийского комитета финишировала, набрав 262,500 балла, опередив Японию (262,397) и Китай (261,894). Команда Соединенных Штатов пришла пятой с результатом в 254,594 балла, уступив этой большой тройке и Великобритании (255,760).
Заняв четвертое место по итогам квалификации 24 июля, американцы поняли: чтобы у них появился хотя бы какой-нибудь шанс на медаль, 26 июля им необходимо выступить безупречно и что спортсменам ведущих команд нужно ошибиться. Ничто из этого не произошло.
К шестой и последней ротации ноги Сэма Микулака (Sam Mikulak) так сильно устали, что он едва стоял, и после одного прохода он практически сел. До этого момента американцы выступали чисто — уроженец города Ньюпорт-Кост Микулак хорошо выступил на перекладине, а Юл Молдауэр (Yul Moldauer) блестяще показал себя на гимнастическом коне, — однако ни одному из них не удалось продемонстрировать такие же замысловатые движения, которые так свободно и четко выполняли спортсмены трех ведущих команд.
В гимнастике баллы выставляются за сложность и чистоту исполнения, и американцы не добрали много баллов именно в сложности. Для них это давняя история. Американцы не выигрывали медали в командном многоборье с тех пор, как они завоевали бронзу в Пекине в 2008 году, а золото они последний раз получили на Олимпийских играх в Лос-Анджелесе 1984 года — играх, которые многие страны Восточного блока бойкотировали.
«Мы знали, что надежды нет. Мы видели россиян, и это было трудно не заметить», — сказал Микулак, упомянув о том, что на соревнованиях в понедельник американцы и россияне были в одной группе.
«Мы сделали все, что могли. Мы выходили туда, готовые бороться, желая победы всем сердцем. Мы справились с множеством очень напряженных ситуаций. Мы старались держать ритм. Мы сдерживали волнение. Мы со всем справились. Мы друг друга поддерживали. Мы создали такую атмосферу, в которой могли хорошо выступить, и никто не допускал ошибок. Но они просто не дали нам возможности проскользнуть в их ряды».
Микулак, для которого эта Олимпиада стала уже третьей и последней, сказал, что он рассчитывает, что такие молодые олимпийцы, как Юл Молдауэр, Шейн Вискус (Shane Wiskus) и Броуди Малоун (Brody Malone), извлекут полезный урок из соревнований в Токио. «Я думаю, эти ребята возьмут здесь хороший старт. Когда они приедут в Париж, я знаю, эти ребята покажут отличные результаты, попытавшись подняться на медальный пьедестал», — сказал Микулак, упомянув об Олимпийских играх 2024 года.
Чтобы это сделать, американцам необходимо повысить сложность своих упражнений. Значительно повысить. Им также необходимо смелее относиться к возможным ошибкам ради того, чтобы научиться выполнять более сложные упражнения.
Этот процесс осложняется еще и тем, чтобы большинство элитных гимнастов попадают в национальную сборную через программы Национальной студенческой спортивной ассоциации, которые ограничивают время для тренировок и мешают развитию этих полезных навыков. Малоун, у которого еще осталось два года в Стэнфорде, сказал, что он поговорит со своими тренерами по поводу того, когда ему следует увеличить сложность своих упражнений и когда он сможет упростить их на время напряженной учебы.
Тем не менее уже сейчас очевидно, что необходимо что-то поменять, чтобы американские гимнасты могли демонстрировать более высокие результаты на соревнованиях. «Осторожничать и перестраховываться — в долгосрочной перспективе оно того не стоит. Я виноват в том, что много раз это делал, отказываясь демонстрировать смелые движения ради чистоты выступления», — сказал Вискус.
«Если речь идет о том, чтобы повысить уровень американской гимнастики и поднять нас на медальный подиум, это нам не поможет. Нам действительно необходимо думать о наших приоритетах и сконцентрировать нашу энергию на увеличении сложности. Именно это мы должны сделать нашим приоритетом, вместо того чтобы чисто выполнять свои программы».
Микулак с этим согласен. «Если и есть какой-то месседж, адресованный молодым ребятам, которые черпают вдохновение в трансляциях Олимпийских игр, то он таков: идите и добейтесь максимальной сложности прямо сейчас. Это то, что сделали Россия, Китай и Япония. Они просто сделали ставку на сложность, — объяснил он. — С годами вы будете чувствовать себя все более уверенно, выполняя сложные программы».
Для Вискуса Олимпийские игры уже завершились, но у других американцев еще есть шансы привезти домой личные медали. Малоун и Микулак будут соревноваться в финале многоборья в среду, 28 июля, Молдауэр прошел в финал в категории «вольные упражнения», Малоун примет участие в финале на перекладине, а Микулак — в финале на брусьях. Алек Йодер (Alec Yoder), который не вошел в команду, поборется за медаль в упражнениях на коне.
Малоун и Микулак вряд ли выиграют медаль в многоборье, однако американские гимнасты уже достигли той точки, когда они ясно увидели необходимость менять свой уровень и свое мышление. Основная работа начинается сейчас.