Один из самых драматичных периодов новейшей истории Болгарии — 80-е годы ХХ века. Это было время полного распада коммунистической системы в социалистическом лагере, сопровождавшееся серией общественных потрясений. Со временем еще недавно казавшиеся надежными механизмы тоталитарной системы перестали работать, и правительству нужно было срочно их чем-то компенсировать. Это привело к позорной странице истории Болгарии — так называемому «возродительному» процессу.
У него была своя предыстория. На смену вере в пролетарский интернационализм пришло время национализма. Эта тенденция особенно усилилась, когда болгарской культурой руководила Людмила Живкова, дочь Тодора Живкова. Ей удалось навязать линию национализма, которая по многим причинам не нравилась официальной Москве.
В возвращении к национальным ценностям были свои, несомненно положительные, стороны. После того, как коммунистическое правительство попыталось буквально стереть болгарскую национальную память, разделив болгар на «македонцев», «фракийцев», «добруджанцев» и еще черт знает кого, не было никаких сомнений в том, что необходимо вернуться к истокам. Вот почему углубление научных исследований в области истории, археологии и этнографии было чрезвычайно важным процессом. Он начался в 70-х годах XX века, но особый импульс его развитию придали во время празднования 1300-летия Болгарского государства в 1981 году.
Возникли важные инициативы — раскопки болгарских столиц Плиски, Преславля и Тырново, микрофильмирование старославянских (древнеболгарских) рукописей из десятков мировых библиотек и книгохранилищ, поддержка Зографского монастыря на Афоне и многое другое. В разных уголках страны велись интенсивные археологические раскопки. Появилось множество статей и книг, посвященных возникновению и развитию средневекового болгарского государства.
К сожалению, бесчеловечный «возродительный» процесс разрушил усилия ряда ученых, работавших над раскрытием неизвестных страниц болгарской истории. Научное исследование было сильно идеологизировано в стремлении лидеров Коммунистической партии любой ценой доказать болгарское происхождение мусульман (турок и помаков), проживающих на территории Болгарии. Археологические, этнографические и лингвистические данные о таком происхождении части мусульманского населения, несомненно, существуют, но неправильный и даже преступный подход в процессе «Возрождения» во многом компрометирует эти факты. После 1989 года разговоры о них были объявлены ересью, а ученых, писавших на эту тему, заклеймили.
Уже в 80-х годах прошлого века голландский ученый Махил Кил выступил в роли неформального лидера протеста против политики ассимиляции БКП (Болгарской коммунистической партии). К сожалению, в его крупном труде на эту тему, опубликованном в 1985 году, правое дело защиты болгарских турок осталось незамеченным среди безудержного антиболгаризма. Уже тогда это заметила выдающийся болгарский ученый Мария Тодорова, ныне профессор кафедры современной и новейшей истории Восточной и Юго-Восточной Европы в Университете Иллинойса (США). К сожалению, ее аргументированная критика антиболгарских позиций Махила Кила в те смутные времена интерпретировали как защиту позиции партии.
После изменений 1989 года о «возродительном» процессе забыли и двинулись в другом направлении. Появилось множество ученых, каких-то дилетантов и карьеристов, разносящих тоталитаризм и все, что при нем делалось.
И тогда вновь появился Махил Кил. В 2002 году в Болгарии была издана его книга, а в 2005 и 2017 — два сборника его статей, посвященных ряду вопросов болгарской истории и культуры. Важно отметить, что все они спонсировались в основном турецкими фондами. На эти работы часто ссылается выросшее после 1989 года поколение историков-османистов. Действительно, вначале было невозможно обойтись без исследований Махила Кила, потому что, в отличие от него, болгарских ученых не допускали в архивы Османской империи. Однако в 1990-х это стало возможным, и османисты вроде Е.Радушева, Р.Ковачева и других теперь могли спокойно работать в Стамбуле и Анкаре.
Поглощенные огромным количеством информации, содержащейся в этих хранилищах, они, однако, как-то не заметили откровенно антиболгарских инсинуаций Кила. Другие, выросшие в инкубаторах и на субсидии «Открытого общества» (неправительственная организация, основанная Джорджем Соросом и помогающая «демократизировать Болгарию» — прим.пер.), восхищались голландцем и старательно повторяли его тезисы. Подлинность болгарских источников об исламизации (летопись попа Мефодия Драгинова, летописи из села Голямо-Белово и Баткунского монастыря Святых Петра и Павла) яростно отрицалась, утверждали, что в XV-XIX веках на болгарских землях не было никакого турецкого рабства — было «сожительство» завоевателей и христиан.
В новом тысячелетии на широко декларируемую самим Махилом Килом «любовь» к болгарскому народу обратила свое внимание выдающаяся болгарская османистка Елена Грозданова. Она напомнила его слова из его же первой книги: «что можно ожидать от балканских аборигенов, среди которых болгары — самый гнилой народ». «Впрочем, — замечает процессор Грозданова, — Я не уверена, насколько в случае с голландским коллегой можно говорить именно о науке, поскольку многое из того, что он пишет, по сути, является классической смесью истин, полуправд и откровенных фальсификаций, присущих скорее пропагандистской журналистике; все это преподнесено в наставническом тоне, не терпящим возражений».
Затем имя Махила Кила вновь стало скандальным — на этот раз из-за его грубой фальсификации, опубликованной в «Энциклопедии ислама». Согласно его выдумке, после осады Плевны в 1877 году кости русских, румын и болгар лежали в прекрасном мавзолее, а трупы турок болгары сначала захоронили в братских могилах, а затем откопали и продали Великобритании как удобрение. Последовала аргументированная реакция ряда болгарских ученых, и Кил, очевидно, смутившись, незаметно удалил этот текст из сборника статей, изданного в 2017 году.