Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Асахи симбун (Япония): «Атака на титанов», «Невероятные приключения ДжоДжо», «Сейлор Мун»… Выступления спортсменов и наследие токийской Олимпиады

© REUTERS / Mike BlakeВыступление женской команды по художественной гимнастике из Узбекистана
Выступление женской команды по художественной гимнастике из Узбекистана - ИноСМИ, 1920, 14.08.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Похоже на то, что Олимпийские игры в Токио 2020 стали самой настоящей «Олимпиадой аниме и манги». И участники Игр, и болельщики устраивали перформансы на тему японской поп-культуры. Японское издание перечисляет наиболее запомнившиеся эпизоды, в том числе и с участием спортсменов ОКР.

«Атака на титанов», «Невероятные приключения ДжоДжо», «Сейлор Мун»… На Олимпиаде 2020 в Токио зрителей порадовали спортсмены из разных стран, изображавшие персонажей из японских аниме и манги. Эти события говорят о том, насколько за границей любят японскую поп-культуру.

Мирное мероприятие, проходившее в необычных условиях пандемии нового коронавируса, завершилось 8 августа. 

Вспомним церемонию закрытия Олимпиады в Рио-де-Жанейро в 2016 году. Во время передачи олимпийской эстафеты премьер-министр Японии Синдзо Абэ вышел на сцену в образе персонажа видеоигры Марио. А на экране один за другим появлялись персонажи игр и аниме: Дораэмон, Hello Kitty, Капитан Цубаса и Пакман. Это был знак того, что настроение играм в Токио задаст поп-культура.

Однако из-за распространения нового коронавируса Игры проходили без зрителей. Из-за режима самоизоляции изменили программу церемонии открытия и закрытия Олимпиады, поэтому запланированное шоу не было таким красочным. 

Но перформансы спортсменов возместили это с лихвой. Например, выходя на арену, они принимали позы известных персонажей, благодаря чему подогрели интерес пользователей социальных сетей. 

Настоящим украшением Игр стал парад таких перформансов на 15-й день Олимпиады, 6 августа. Тогда проходила мужская эстафета 4*100 метров.

Атлеты из немецкой команды принимали позы главных героев популярной манги «Невероятные приключения ДжоДжо» художника Хирохико Араки (Hirohiko Araki). 

Китайская сборная, возглавляемая самым быстрым легкоатлетом в Азии Су Бинтянь, который пробежал 100 метров за 9,83 секунды, подбадривала себя при помощи техники «камэхамэха» (черепашья волна разрушения) из популярной манги «Жемчуг дракона» автора Акира Торияма (Akira Toriyama).

Поскольку в соревнованиях также принимала участие японская сборная, в социальных сетях люди не скрывали радости: «Я так рад, что они сделали это в японском стиле» или «Это — главное событие вечера». 

Кроме того, американец Пэйтон Оттердаль (Payton Otterdahl) перед соревнованиями по толканию ядра встал в позу Фрэнки из манги «One Piece. Большой куш», внесенной в Книгу рекордов Гинесса за самый большой тираж. А в конце выступления он прокричал: «Super!». Пользователь твиттера оценил это по достоинству: «Я счастлив, что он неожиданно сделал это». 

Греческий легкоатлет Милтиадис Тентоглу (Miltiadis Tentoglou), завоевавший золотую медаль Олимпийских игр в Токио в прыжках в длину, известен своей любовью к аниме. Выйдя на арену, он принял позу под названием «второй гир» персонажа Луффи из того же One Piece, что вызвало восхищение даже у него на родине в Греции. 

Кроме того, американский легкоатлет Исайя Джюветт (Isaiah Jewett), выступавший на дистанции 800 метров, воспроизвел сцену из своего любимого «Наруто». Один спортсмен из России встал в позу из песни «Посвятите свои сердца!» манги «Атака на титанов». 

А наиболее ярким событием стало выступление женской команды по художественной гимнастике из Узбекистана. Она была одета в костюмы, вдохновленные популярной мангой «Сейлор Мун». Они блестяще исполнили программу под заглавную песню «Легенда лунного света».

Пользователи социальных сетей также не отставали. Во время волейбольных матчей каждый раз, когда выходили команды из разных стран, в социальных сетях появлялись посты в честь популярной манги о школьном волейболе «Haikyu!» («Волейбол!», автор Харуити Фурудатэ (Haruichi Furudate)), а во время баскетбольных матчей публиковалось множество сообщений на разных языках, связанных с мангой «Баскетбол Куроко» (автор Тадатоси Фудзимаки (Tadatoshi Fujimaki)), которая чрезвычайно популярна во многих странах мира.

Официальный трейлер, снятый британской телекомпанией BBC для токийской Олимпиады, также весьма впечатляет. В нем воссозданы улицы Токио с использованием японской гатя-культуры и неоновых огней центра города.

Комментируя эту работу, креативный директор BBC Тим Джонс (Tim Jones) в интервью интернет-СМИ отметил: «Олимпиада в Токио стала настоящим подарком. Токио — это город поп-культуры. Это — идеальное место для проведения самого цифровизированного спортивного мероприятия в мире».

Официальный трейлер к Олимпиаде в Токио, снятый телекомпанией France Televisions из Франции, которая примет следующие игры, представлял собой анимацию укиёэ, изображающую борцов сумо, соревнующихся в серии олимпийских состязаний.

Термин Cool Japan впервые стал известен 20 лет назад. Статья американского журналиста Дугласа МакГрея (Douglas McGray) «Japan`s Gross National Cool», опубликованная во внешнеполитическом журнале Foreign Policy, вызвала волну интереса к японской поп-культуре, и так появилось выражение Cool Japan.

И у меня складывается впечатление, что с тех пор краски Cool Japan немного выцвели. В начале статьи МакГрей пишет: «От популярной музыки до бытовой электроники, от архитектуры до моды, от аниме до японской кухни — сегодня Японию правильнее называть культурной державой, а не экономической, которой она стала в 1980-е годы. Но сможет ли Япония научится владеть СМИ так, чтобы направить столь же мощное национальное послание (как она это делала, будучи экономической державой)?».

Олимпийские игры в Токио проводились в условиях пандемии, из-за чего многие проекты не были реализованы.

Тем не менее сила Cool Japan все еще пребывает в добром здравии, что продемонстрировали спортсмены из разных стран, которые использовали поп-культуру как форму самовыражения, и пользователи социальных сетей, которые наслаждались ей вместе с атлетами.

Тот факт, что концепция Cool Japan связала Японию со всем миром, несмотря на то что некоторые японцы смотрели игры с прохладцей, вполне возможно, останется в памяти людей как одно из наследий Олимпиады в Токио. Сейчас для Японии настало время перестроить свою стратегию мягкой силы, чтобы эти усилия не пошли прахом.