За последние несколько недель этого лета по всему миру прокатилась серия стихийных бедствий, и некоторые из них побили рекорды с точки зрения экстремальности погодных условий в регионах. Данные события начинают беспокоить климатологов и внушать им сомнения по поводу того, насколько точны их оценки процесса изменения климата, сопровождающего глобальное потепление. Идет ли речь о гораздо большей скорости изменения климата, чем мы думали?
Мир в тисках экстремальных погодных явлений
В Китае после рекордного уровня осадков сильные наводнения обрушились на центр страны. Такие же внезапные наводнения наблюдались в отдаленных районах восточного Афганистана, похоронив в грязи жилые дома и десятки людей.
В Европе после беспрецедентных проливных дождей жертвой наводнения стала западная часть континента: погибло более 150 человек (большинство в Германии). В СМИ были показаны кадры наводнения, сметающего автомобили и разрушающего дома.
В других регионах нашей планеты наблюдалось экстремальное потепление и засуха, что сопровождалось чередой лесных пожаров в районах вблизи Северного полюса. Крупнейшая волна накрыла Канаду, где национальный температурный рекорд был побит в июне 2021 года: в городе Литтон была зафиксирована температура 49,6°C. Несколько дней спустя лесные пожары полностью разрушили город.
В бассейне Средиземного моря пожары охватили леса и туристические курорты Турции, Греции и Ливана: огонь уничтожил большую площадь леса на южном побережье Турции, унеся жизни нескольких человек, в то время как дым практически достиг столицы Греции.
Еще один пожар вспыхнул в американском штате Орегон, став крупнейшим в истории штата и охватив более 300 тысяч акров леса (больше площади Лос-Анджелеса). Тысячи местных жителей были эвакуированы.
Все эти инциденты серьезно удивили некоторых климатологов. Они начинают беспокоиться, не допустили ли ошибки при оценке скорости изменения климата.
В чем причина стихийных бедствий?
Ученые-климатологи давно предупреждают, что по мере потепления климата экстремальные погодные условия станут более частым явлением. Что ж, мы все это знаем, но как насчет деталей? В чем именно причина столь серьезных климатических катаклизмов, охвативших нашу планету с востока до запада?
Нынешняя волна катаклизмов частично связана с нестабильностью так называемого «реактивного потока», то есть воздушного потока, регулирующего температуру. На Земле ключевые реактивные потоки расположены вблизи тропопаузы (на высоте 9-12 км) и движутся с запада на восток, зачастую зигзагообразно.
Из-за изменения климата эти потоки становятся более турбулентными или движутся, напротив, медленно и волнообразно, особенно летом. Теплый воздух в реактивных потоках может удерживать больше влаги, что повышает вероятность осадков, и результатом становятся различные погодные катаклизмы.
Как отмечают ученые, когда реактивный поток замедляется и колеблется, области высокого и низкого давления в атмосфере увеличиваются в размерах. Другими словами, волны тепла, засухи (вызванные областью высокого давления) и наводнения (вызванные областью с низким давлением) учащаются.
Это явление известно как «резонанс волн» и является причиной недавней волны зноя в Северной Америке, а также способствовало потеплению в российской Арктике, где обширные лесные пожары привели к возгоранию больших площадей и образованию токсичного дыма. Он накрыл прибрежный город Якутск в Сибири, известный как один из самых «холодных» городов на планете.
Наводнения и пожары: общая предпосылка
Экстремальные погодные условия во многих регионах этим летом не представляют собой отдельные друг от друга явления или просто погодные аномалии. Судя по всему, это следствие многих процессов, главным из которых является обратная связь между компонентами климатической системы, когда определенные события в одном компоненте приводят к последующим изменениям в других.
Здесь мы возвращаемся к слову «частично», упомянутому выше в отношении причины климатических бедствий, обрушившихся сегодня на нашу планету. Мы упоминали, что причина отчасти заключается в том, что климат на Земле слишком сложен, динамичен и хаотичен.
Идея, что ученые могут изучать одну часть этой системы в относительной изоляции, является заблуждением, и в результате неспособности изучить все ее компоненты и объединить их в единую модель, им пришлось разбить систему на части и свести к более простым системам и моделям.
В результате эксперты привыкли рассматривать каждую климатическую проблему независимо от другой. Например, для возникновения стихийного бедствия, такого как наводнение, требуется нечто большее, чем дождь. То же самое и с лесными пожарами, для начала которых требуется нечто большее, чем искра.
Планету ожидает экстремальная погода, выходящая за рамки прогнозов
Как уже упоминалось, недавние пожары, наводнения, волны тепла и засухи застали климатологов врасплох. Они обеспокоены тем, что экстремальные погодные явления возникают быстрее, чем предсказывали их климатические модели. По мнению некоторых ученых, интенсивность данных явлений превышает их прогнозы и произошло резкое повышение скорости изменения климата.
Поскольку климатологи думали о погодных аномалиях, концентрируя внимание на одном типе бедствий (наводнения или засухи), одновременное их наступление шокировало ученых. Они никогда не задумывались обо всех взаимодействиях и связях между различными климатическими факторами и не рассматривали их целостно.
По мере изменения климата причины катаклизмов также быстро меняются, что заставляет ученых работать над созданием новых моделей, учитывающих экстремальные климатические явления. Иными словами, климатологам необходимо изменить многие постулаты и теории, на которых основаны их модели, чтобы предсказать, в каком же направлении движется наша планета.
Есть опасение, что климатические изменения и катастрофы, свидетелями которых мы являемся сегодня, станут нормой в ближайшем будущем и будет меняться лишь масштаб этих процессов.