Закупка Турцией систем противовоздушной обороны С-400 у России снова стала одной из горячих тем повестки дня. Причина — заявление России о том, что заключение соглашения по второй партии С-400 находится на завершающем этапе.
Генеральный директор российской государственной компании по экспорту вооружений «Рособоронэкспорт» Александр Михеев в заявлении относительно поставки второй партии С-400, которую планируется осуществить в Турцию, отметил, что стороны находятся «на завершающем этапе консультаций». В беседе с российским информационным агентством «Интерфакс» Михеев сказал: «В ближайшее время мы приступим к оформлению и подписанию контракта».
Согласно «Спутник» (Sputnik), в более позднем заявлении на эту тему Михеев при ответе на вопрос о том, когда будет подписано соглашение, предполагающее поставку новой партии систем противовоздушной обороны С-400 в Турцию, сообщил: «(Подписание) ожидается в этом году». Российский чиновник не стал вдаваться в подробности, отметив при этом, что в направлении подписания соглашения «ведется реальная работа».
Однако, согласно сведениям, полученным DW на турецком языке от источников в Анкаре, относительно деталей соглашения по второй партии систем С-400, которое планируется подписать, пока никаких сдвигов нет.
Когда в средствах массовой информации в минувшем июле появились сообщения о том, что Турция может заключить новое соглашение с Россией, Госдепартамент США предупредил, что в случае закупки новых систем вооружения у России в отношении Турции будут введены новые санкции.
Итак, Россия намеренно пытается держать тему С-400 в повестке дня? На каком этапе переговоры по второй партии систем С-400?
Эксперты, давшие комментарии турецкоязычной DW, отмечают, что Россия желает использовать тему С-400 в качестве фактора давления на Турцию.
В рамках контракта, подписанного с Россией в 2017 году, Турция начала получать первую партию компонентов систем противовоздушной обороны С-400 в июле 2019 года. За короткое время доставка была выполнена.
Турция подвергается санкциям со стороны США из-за приобретенных ею систем С-400. В последние дни правления бывшего президента США Дональда Трампа было принято решение о введении санкций в отношении Секретариата оборонной промышленности Турции, руководителя секретариата Исмаила Демира (İsmail Demir) и еще трех сотрудников ведомства в рамках закона «О противодействии противникам Америки посредством санкций» (CAATSA).
Однако, как сообщают источники в Анкаре, относительно деталей соглашения по второй партии систем С-400, которое планируется подписать, пока никаких сдвигов нет.
В ходе консультаций по второй партии ведутся переговоры о том, будет ли иметь место передача технологий, обсуждаются варианты локализации производства или совместного производства. Однако, согласно источникам, «пока результатов нет».
Отношения между Турцией и США переживают худший период в своей истории. Попытка государственного переворота 15 июля 2016 года, запрос об экстрадиции Фетхуллаха Гюлена (Fethullah Gülen), кризис с пастором Брансоном (Brunson), дело Метина Топуза (Metin Topuz), С-400 — лишь некоторые из крупных источников напряженности в отношениях Турции с США в последние годы…
Однако вопрос закупки С-400 у России — один из самых сложных для урегулирования. После первой поставки систем в Турцию в двусторонних отношениях произошел серьезный раскол. Уже некоторое время ведутся переговоры о закупке второй партии С-400. Пока переговоры продолжаются, от России часто поступают сообщения о том, что «конец близок», и это становится предметом обсуждения.
Один из экспертов по России Айдын Сезер (Aydın Sezer), побеседовавший с DW, отметил, что главная цель России — «отложить или отсрочить восстановление турецко-американских отношений». «Россия настаивает на этом вопросе, принимая во внимание потенциал темы С-400 в плане создания проблем в отношениях Турции с Западом, США и НАТО», — добавил он.
Профессор Университета Озйегин, доктор Эврен Балта (Evren Balta) полагает, что сохранение темы С-400 в повестке дня важно для обеих сторон.
Балта подчеркивает, что обе стороны «стратегически заинтересованы в том, чтобы этот вопрос оставался в повестке дня и вокруг него сохранялась неопределенность». Так, с точки зрения России это важно для того, чтобы «снова и снова напоминать союзниками по НАТО, что Турция продолжает поддерживать отношения с ней, имеет военные связи и военные сделки». А с точки зрения Турции «важно сказать, что у нее по-прежнему есть желание уравновесить Запад».
Первую партию российских систем противовоздушной обороны Турция приобрела в форме прямой закупки, без какой-либо передачи технологий. В рамках покупки второй партии С-400 Турция желает также запустить процессы передачи технологий и совместного производства.
В этом процессе ряд вопросов, прежде всего совместное производство С-400, обмен технологиями и работы, связанные с программным обеспечением, обсуждаются турецкими и российскими официальными лицами.