Бывшие не в курсе дела рекрутеры сочли перспективу вступления в ряды 24-летней женщины не более чем шуткой — и предложили ей отказаться от боевой службы, чтобы стать медсестрой.
Но в течение года Людмила Павличенко преуспела лучше других, когда ей дали прозвище «Леди Смерть».
Этот меткий стрелок стала самой успешной женщиной-снайпером в истории, заработав себе даже беспрецедентную поездку в Белый дом и став первой советской гражданкой, которую принял президент США в этот день 79 лет назад.
Она уничтожила 309 фашистов и, как утверждается, за все годы службы ни разу не проиграла снайперскую дуэль — всегда находила по ту сторону «своего» мужчину-снайпера.
В 1941 году уроженка Украины Павличенко изучала историю в Киевском университете, когда пришло известие о том, что Гитлер разорвал договор с Иосифом Сталиным.
Она сразу же попыталась вступить в армию, чтобы защищать свою страну, но ей отказали из — за ее пола, и посоветовали вместо этого стать медсестрой.
«Офицер по отбору в армию смотрел на нее с изумлением», — писал об этой встрече американский сайт Soviet Military Awards.
«Она выглядела как модель, с ухоженными ногтями, модной одеждой и прической. Павличенко сказала рекрутеру, что хочет взять винтовку и сражаться. Мужчина просто рассмеялся и спросил ее, знает ли она что-нибудь о винтовках».
Несмотря на то, что она достала сертификат, доказывающий ее умение метко стрелять, ее все же не взяли.
«В армию девушек не брали, поэтому мне пришлось прибегнуть к всевозможным уловкам, чтобы попасть туда», — вспоминала Павличенко, как сообщает Смитсоновский институт.
Желая, чтобы она показала, что действительно может умело обращается с винтовкой, подразделение Красной Армии провело импровизированный экзамен на холме, который защищало, и вручило ей оружие.
Она с легкостью подстрелила двух румын, работавших с немцами, на которых ей указали, и сразу же была зачислена в 25-ю стрелковую дивизию им. В. И. Чапаева.
Павличенко очень быстро проявила себя как грозный снайпер, уничтожив в Одессе 187 нацистов за первые 75 дней войны.
С ее отличными результатами и растущей репутацией появились более опасные миссии, и после этого успеха ее перевезли из Одессы в Крым, чтобы сражаться в битве за Севастополь.
Молодому офицеру было поручено самое рискованное задание из всех — борьба со снайперами противника, в ходе которого она один на один сталкивалась лицом к лицу с вражескими снайперами.
Поразительные способности Павличенко не остались незамеченными немцами, которые даже пытались подкупить её, передавая сообщения по громкоговорителям, в которых предлагали ей «много шоколада» и должность офицера.
Она была ранена четыре раза, но — после повышения до лейтенанта — была выведена из боевых действий только после того, как во время бомбежки ей в лицо попала шрапнель.
Но удивительная история Павличенко на этом не закончилась, всего через два месяца после отъезда из Севастополя и выздоровления в больнице она оказалась на территории США.
Прибыв в Вашингтон в июле 1942 года по поручению советского Верховного командования, чтобы заручиться американской поддержкой для открытия второго фронта в Европе, удостоенная высоких наград снайпер вызвала любопытство средств массовой информации, когда стояла рядом со своим переводчиком, не зная ни слова по-английски.
Невероятно, но 27 августа 1942 года Павличенко была приглашена навестить президента Франклина Рузвельта, что сделало ее первым советским человеком, которого приняли в Белом доме.
В возрасте 25 лет смертоносный снайпер завязала необычную дружбу с Первой леди Элеонорой Рузвельт, которая попросила ее присоединиться к ней в турне по стране, чтобы рассказать о своем опыте женщины в бою.
Но Павличенко была очень раздражена вопиющим сексистским характером вопросов, которые ей задавали, так, например, один репортер спросил, могут ли русские женщины краситься на передовой.
Она помолчала мгновение, прежде чем съязвить: «Нет никаких правил, запрещающих это, но у кого есть время думать о блестящем носе, когда идет бой?»
В ее трениях с прессой, которая делала в ее адрес критические замечания, такие, например: «В ее оливково-зеленой униформе не так много стиля», — она всегда находила, что ответить.
В 1942 году она сказала журналу Time: «Я с честью ношу свою форму. На ней есть орден Ленина. Он был залит кровью в бою. Очевидно, что для американских женщин важно то, можно ли им носить шелковое нижнее белье под униформой. Им еще предстоит узнать, для чего нужна форма».
К тому времени, когда она и Элеонора Рузвельт добрались до Чикаго, Павличенко твердо решила не отвечать на вопросы о том, завивала ли она волосы и другие «глупые вопросы».
Стоя перед большой толпой, она сказала: «Джентльмены. Мне 25 лет, и к настоящему времени я убила 309 фашистских оккупантов. Вам не кажется, джентльмены, что вы слишком долго прятались за моей спиной?»
Ее слова вызвали рев поддержки и укрепили ее как пропагандиста Красной Армии.
Павличенко также совершила турне по Канаде и Великобритании, а затем возвратилась в Советский Союз, чтобы обучать снайперов до окончания войны в 1945 году.
Затем она вернулась в Киевский университет, чтобы получить степень магистра, а затем начала карьеру историка, работая научным сотрудником в штабе ВМФ СССР до 1953 года, а затем стала активным членом Советского комитета ветеранов войны.
В 1957 году она вновь встретилась с Элеонорой Рузвельт в Москве, когда бывшая первая леди посещала Советский Союз.
К сожалению, Павличенко страдала от депрессии после смерти мужа во время войны, а также боролась с посттравматическим стрессовым расстройством и алкоголизмом.
10 октября 1974 года эта знаменитая женщина-снайпер скончалась от инсульта в возрасте 58 лет и была похоронена на Новодевичьем кладбище в Москве.
Имея за плечами 309 пораженных целей — число, которое, скорее всего, намного выше, поскольку подтвержденные смертельные случаи должны были быть засвидетельствованы третьей стороной, — Павличенко по сей день является самой успешной женщиной-снайпером в мире.