Чтобы считаться нейтральным во время военных действий, государство должно соблюдать Пятую Гаагскую конвенцию о правах и обязанностях нейтральных государств, принятую в 1907 году, а также Тринадцатую Гаагскую конвенцию о правах и обязанностях в случае войны на море, принятую в том же году. Обе конвенции были ратифицированы Болгарским княжеством в 1908 году.
Я не буду останавливаться на всех правилах этих конвенций и на том, насколько они соблюдались во время Второй мировой войны (1939-1945) в Болгарии в отношении Советского Союза, с которым мы официально не воевали и не прерывали дипломатические отношения — мы оставались нейтральными в отношении военных действий между Третьим рейхом и СССР, несмотря на то, что стали союзниками нацистской Германии после 1 марта 1941 года. Упомяну только статьи Гаагских конвенций, касающиеся боевых действий в Черном море — они, по некоторым данным, были нарушены властями Болгарии.
Пятая конвенция, статья 4:
«На территории нейтральной державы не могут формироваться военные отряды и открываться учреждения для вербовки в пользу воюющих [сторон]».
Тринадцатая конвенция, статья 5,6 и 8:
«Статья 5. Воспрещается воюющим создавать из нейтральных портов и вод базы для [проведения] морских операций против своих неприятелей, в частности устраивать там станции радиотелеграфа или всякие приспособления, предназначенные служить средством сообщения с воюющими силами на суше или на море»;
«Статья 6. Передача на каком бы то ни было основании, прямо или косвенно, нейтральной страной стране воюющей — военных судов, боевых припасов или всякого военного материала, воспрещается»;
«Статья 8. Правительство нейтральной страны обязано прибегать к тем средствам, которые находятся в его распоряжении, чтобы препятствовать, в пределах своей юрисдикции, снаряжению и вооружению всякого судна, которое оно имеет разумные основания считать предназначенным для крейсерства или для содействия военным операциям против державы, с которою оно находится в мире. Оно равным образом обязано таким же порядком следить за тем, чтобы препятствовать выходу из пределов его юрисдикции всякого судна, которое предназначено для содействия военным операциям и которое было в целом или в части приспособлено в указанных пределах для военных надобностей».
Я ограничусь комментариями только этих статей конвенций, поскольку в них я вижу нарушения Болгарским царством нейтралитета по отношению к СССР в военных действиях в Черном море. Доказательства приведены ниже. И поскольку конвенции были нарушены, не следует считать, что Болгария оставалась нейтральной по отношению к СССР во время его войны с Третьим рейхом (Второй мировой войны) и во время Великой Отечественной войны.
В 1941 году была проведена милитаризация судов Болгарского торгового пароходного дружества (БТПД). До 1944 года экипажи кораблей были военизированы, а пароходы были арендованы или полностью переданы немецкому военному командованию. Все плавательные суда были потеряны в ходе боевых действий во время Второй мировой войны. Погибло более 45 моряков из экипажей затонувших пароходов. Также было потоплено несколько частных судов, использовавшихся для перевозки грузов и пассажиров в Черном море.
1 марта 1941 года Болгарское царство присоединилось к Тройственному пакту. Болгарские пароходы с их болгарскими экипажами и немецкими офицерами на них (к концу боевых действий экипажи были полностью или частично немецкими) осуществляли перевозки товаров военного назначения (оружия и боеприпасов), продовольствия и других предметов снабжения, а порой и воинских частей в Черном и Эгейском море.
Были потеряны все пароходы:
Пароход «Княгиня Мария Луиза», 1941 г. — Пирей, пожар и взрыв;
Пароход «Шипка», 1941 г. — Балчик, взрыв советской мины;
Пароход «Родина», 1941 г. — к югу от Созополя, взрыв двух болгарских мин;
Пароход «Евдокия»,1943 г. — атака советской авиации в Севастополе;
Пароход «Варна»,1943 г. — торпедная атака советской подводной лодки из конвоя под Евпаторией;
Пароход «Болгария», 1943 г. — торпедная атака британской подводной лодки в Эгейском море, к югу от греческого острова Аморгос;
Пароход «Балкан», 1943 г. — торпедная атака британской подводной лодки в Эгейском море у острова Мудрос;
Пароход «Царь Фердинанд» — был передан немцам 2 сентября 1944 года, позднее в 1944 году был потоплен в результате торпедной атаки французской подводной лодки в Эгейском море;
Пароход «Бургас» — был передан немцам 2 сентября 1944 года, позднее в 1944 году был брошен в Салониках, его судьба неизвестна.
Это корабли, явно предназначенные для участия в боевых действиях против СССР и других стран, противостоящих нацистской Германии. Об этом свидетельствует тот факт, что два парохода — «Евдокия» и «Варна» были потоплены у советского побережья — в Севастополе и недалеко от Евпатории. В частности, пароход «Евдокия» использовался в Севастополе в качестве базы I немецкой десантной флотилии, и, будучи пришвартован к причалу, был потоплен.
В 1941-1944 г. болгарские верфи в Варне, выполняя немецкие судостроительные программы, строили и ремонтировали военные корабли для Кригсмарине (военно-морской флот Германии) в Черном море. Всего на болгарских верфях для нужд ВМФ Германии были построены 91 десантная баржа MFP и 35 тральщиков KFK. Они были переданы немецкому флоту и участвовали в боевых действиях Кригсмарине против советского флота в Черном море.
На болгарские верфи все детали и оборудование для строительства десантных кораблей и траулеров KFK поставлялись на составах поездов из Германии. Переписка между командованием немецкой военно-морской группы «Юг» и министерством обороны Болгарии о строительстве и ремонте судов прервалась 12 августа 1944 года, когда в письме немецкому военачальнику в Болгарии начальник III дивизии штаба армии сообщает: «Вопрос о прекращении заказов на болгарских верфях будет прояснен Его превосходительством полномочным посланником Германии в Софии г-ном Беккерле. Приказ. Генерал-майор Георгиев».
Значимость этого строительства также вызвала серию протестных дипломатических нот со стороны Советского Союза в адрес болгарского правительства. Еще 9 сентября 1941 г. Министерство иностранных дел СССР выразило протест полпреду Болгарии в Москве по поводу «превращения Болгарии, как и Румынии, в плацдарм для военных действий против Советского Союза и нападений с Черного моря…». А в нотах, отправленных в период 21 января — 18 мая 1944 г., поднимался вопрос о немедленном прекращении строительства в Варне немецких военных кораблей и катеров, использовавшихся против СССР; Болгария обвинялась в помощи Германии в войне на Восточном фронте. Утверждалось, что «Варну и Бургас превратили в немецкие базы, а немецкие самолеты используют болгарские аэропорты для нападения на СССР». Неслучайно после 9 сентября 1944 года только болгарский флот в составе болгарской армии был «расформирован и рассматривался как побежденный противник с соответствующими последствиями», а его корабли были зачислены в Советский Черноморский флот — к радости болгарских моряков, ненадолго. Военно-морские флаги кораблей хранятся в Центральном военно-морском музее в Санкт-Петербурге как захваченные знамена.
Румен Тотев, капитан 1-го ранга