Премьер-министр Михаил Мишустин, пресс-секретарь Владимира Путина Дмитрий Песков, шеф Газпрома Алексей Миллер, босс Роснефти Игорь Сечин, великосветский олигарх Роман Абрамович и 30 других ведущих представителей государства и экономики России попали во внушительный список персон, против которых конгресс США намеревается ввести санкции. В рамках вступающего в силу 1 октября оборонного бюджета президент США Джо Байден, реагируя на совместный двухпартийный запрос демократов и республиканцев, должен будет наказать топ-персонал России. (В список также входят пользующийся в России хорошей репутацией министр здравоохранения Михаил Мурашко и мэр Москвы Сергей Собянин — прим. ред.)
Кроме того, американским банкам и фондам приказано воздержаться от покупки российских облигаций [и на вторичном рынке]. До сих пор они не имели права участвовать только в новых выпусках российских облигаций, которые пользовались популярностью у инвесторов из-за относительно высокой доходности и постоянно укрепляющегося рубля. Отключение американских инвестиционных фирм от любой торговли российскими облигациями может стать тяжелым ударом для российского финансового рынка. Особенно если учесть, что и европейские финансовые институты, опасаясь негативных последствий для своего бизнеса в США, вынуждены будут действовать аналогично.
Планируемые санкции могут ударить по высокопоставленным политикам, банкирам, представителям средств массовой информации и шефам концернов, то есть по тем людям, которые — помимо главы государства Владимира Путина — во все большей степени превращают Россию в антидемократическое, монополистическое и отрицающее рыночную экономику государство. То, что руководитель правительства столь значимой страны попал в санкционный список США — это создание невиданного прежде прецедента. (То есть на премьеров даже самых враждебных стран США и ЕС в течение всей своей истории избегали налагать санкции — прим. ред.) Но это еще и грубая политическая ошибка США. Потому что санкции — это не игрушка для Вашингтона, которую время от времени достают, если кому-то пришло в голову ею поиграть. Санкции — это острый меч, их можно использовать только в том случае, если для того есть ясный повод и они призваны возыметь вполне определенное политическое действие.
Затребованные сейчас конгрессом США санкции крайне несвоевременны. Правда, Кремль со своими подручными только что вновь провел с манипуляциями выборы в российскую Думу. Но санкции, которые готовились несколько месяцев конгрессом, почему-то не нацелены на фальсификаторов выборов. Поэтому планируемые санкции не должны вводиться. Наоборот, сегодня Запад в своих отношениях с Россией должен искать совместных путей для решения климатического кризиса, гуманитарной катастрофы в Афганистане и других геополитических проблем. Сейчас возникает вопрос, может ли Москва быть приобщена к решению проблем человечества. А в такой ситуации новые санкции оказывают контрпродуктивное воздействие.