Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Bloomberg (США): Европу, просящую у России больше угля, ждет разочарование

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкТаманский терминал навалочных грузов
Таманский терминал навалочных грузов - ИноСМИ, 1920, 30.09.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Отопительный сезон не за горами, и зависимость Европы от России только усиливается. Газ – не единственный вид энергоресурсов, который европейские страны пытаются отчаянно допроситься у нее. Производители электроэнергии вынуждены просить Россию о дополнительных поставках угля, но их ждет разочарование, пишет Bloomberg.

Газ — не единственный вид энергоресурсов, дополнительных объемов которого страждущие европейские рынки не могут допроситься у России.

Производители электроэнергии на континенте вынуждены просить Россию увеличить поставки угля, чтобы преодолеть энергетический кризис в условиях приближающейся зимы и рекордных газовых цен, пробивших брешь в их доходности. Об этом рассказали представители двух российских угольных компаний. Но, по их словам, эти производители могут оказаться в неутешительной ситуации, так как существенного увеличения экспорта из России не будет.

Отказавшись главным образом от угля в попытке перейти на «зеленую» выработку электроэнергии, Европа сегодня в трудном положении. Ее газовые хранилища заполнены лишь частично, поставщики сжиженного природного газа отдают предпочтение Азии, а энергетика непостоянных возобновляемых источников не может в полной мере удовлетворить спрос. Приближается зимний отопительный сезон, и зависимость Европы от России только усиливается.

«Если все европейские электроэнергетические компании переключатся на уголь, это приведет к резкому росту спроса, который Россия не сможет удовлетворить в столь короткие сроки, — рассказала старший аналитик WoodMackenzie Наташа Тюрина (Natasha Tyrina). — Европе потребуются поставки и из других стран, скажем, из США, но там ситуация такая же, как и везде».

Беды Европы выводят на передний план кризис с поставками энергоресурсов, который охватил мир в момент, когда страны оправляются от пандемии. Спрос на нефть, газ и электричество резко увеличивается, да и уголь тоже возвращается на рынки, чему в частности способствует Китай. Восстановление роли угля и усиление зависимости экономик от этого энергоресурса осложнит ситуацию на важных переговорах по климату, которые пройдут через несколько недель на климатической конференции ООН COP26.

Коммунальные предприятия Европы изо всех сил стремятся закупить как можно больше угля, о чем рассказал один эксперт по стратегии из европейской энергетической компании, попросивший не называть его имя. Но Россия, занимающая третье место в мире по угольному экспорту, в основном осуществляет поставки крупным азиатским покупателям.

«Россия на протяжении нескольких лет сокращает экспорт угля в Европу, поскольку Евросоюз закрывает свои работающие на угле теплоэлектростанции, — сказал Кирилл Чуйко, работающий руководителем аналитического департамента в BCS Global Markets. — Перенаправить его в Европу будет трудно, так как действуют контракты с азиатскими клиентами. Да и в любом случае транспортные возможности тоже ограничены».

Ситуацию осложняет еще и то, что в Европе действуют строгие экологические нормы по сжиганию угля, из-за чего России трудно и долго готовить поставки, отвечающие требованиям по качеству. Об этом рассказали представители российских угольных компаний.

УГМК и СУЭК, являющиеся ведущими угледобывающими компаниями в России, от комментариев отказались. В прошлом году СУЭК отправляла больше угля на восток, чем на запад.

По словам Тюриной, российские поставки в Азию могут вырасти в четвертом квартале, когда увеличится пропускная способность железных дорог. Закончатся ремонтные работы, и будет меньше конкуренции со стороны других грузов. В конце лета всегда сокращается пассажиропоток в сторону Черного моря, где находятся курорты, а также крупные экспортные порты.

Транспортных затруднений в западном направлении меньше, потому что от 35 до 45% энергетического угля экспортируют через северные и южные порты, в том числе в Европу. Такие данные приводят компании-поставщики. Как сказал Кирилл Никода, работающий заместителем руководителя Центра экономического прогнозирования Газпромбанка, в этом году транспортная инфраструктура сможет отправить на запад около 133 миллионов тонн угля. Это почти на 40 миллионов тонн больше, чем в 2020 году, и такое увеличение пропускной способности достигнуто за счет реализации ряда проектов по расширению инфраструктуры.

Тем не менее, согласно прогнозам, объем угольного экспорта в Европу, в том числе на выработку электроэнергии, в этом году останется без изменений, составив около 48 миллионов тонн, о чем рассказала официальный представитель Министерства энергетики. В первой половине года он увеличился на 2,4% — до 22,5 миллиона тонн.

Рост спроса в Европе в принципе может вызвать интерес у российских угольных поставщиков, и они увеличат экспорт. «Но вопрос в том, какой дополнительный объем поставок осилит железнодорожная инфраструктура», — сказала Тюрина.