Вчера вечером я посмотрела новую часть бондианы, а сегодня, глянув рецензии, уже не уверена, что мы с критиками смотрели один и тот же фильм. Возможно, на их восприятие повлияла роскошь лондонского королевского концертного зада Альберт-холл и близость к звездам. В отличие от нас, которые смотрели картину в кинотеатре Одеон на Лестер-сквер, поглощая попкорн «Сухой мартини 007» производства компании Joe & Seph's (в карамельной глазури с пятиградусным джином).
Как вы могли догадаться, Джеймс Бонд из фильма «Не время умирать» покорил всех своими эмоциями. Уязвимость, злость, обида, сочувствие к маленькой девочке, которую он угощает яблоком, уважение к агенту 00 Номи, которую играет Лашана Линч, мужество и пришедшая на смену неразборчивости в связях моногамия — вот лишь некоторые из них.
Беда в том, что он совсем не похож на настоящего Бонда, будь то книжный или киношный. От исходного персонажа — такого, каким его представлял автор книг о супершпионе Ян Флеминг и играл первый агент 007 Шон Коннери — похоже, ничего не осталось, а на смену ему пришел кто-то совершенно другой. Начать хотя бы с того, что он где-то растерял все свое чувство юмора.
Посмеяться в фильме «Нет времени умирать» практически не над чем — Кью в исполнении блистательного Бена Уишоу не в счет, — хотя пара «умопомрачительных» шуток об умных часах все же есть, придумала их предположительно сценарист картины Фиби Уоллер-Бридж. Довольно забавна также очаровательная помощница в крошечном вечернем платьишке, которая на поверку оказывается неуязвимой и смертоносной.
Общее впечатление — фильм мрачный, унылый, вызывает тягостное впечатление, и ведь это даже не заключительный эпизод. В какой-то момент шпион облачается в вечерний туалет, но бóльшую часть времени мы лицезрим его небритым, неопрятным, стареющим, озадаченным собственными обязательствами верности и не владеющий всеми премудростями своей работы, ведь всеведение есть безнадежно устаревшая типично мужская черта. В большинстве фильмов франшизы зритель прощается с Бондом с улыбкой, а в конце «Нет времени умирать» зритель ощущает ту же подавленность, что и сам главный герой. Даже основная музыкальная тема представляется какой-то тупиковой.
В бондиане всегда интересно наблюдать за антагонистами. Поначалу в этом качестве выступали русские и СМЕРШ; позже Флеминг ввел С.П.Е.К.Т.Р., организацию, которую ненавидели обе державы и которая представляет собой негосударственную структуру, созданную с целью извлечения частной выгоды — картина удручающая, но удобопонятная.
Сравните и сопоставьте все это с первым появлением персонажа Джеймса Бонда в фильме «Казино Рояль». Он ироничен, суров, брутален и скуп на слова. Герой чересчур педантичен в отношении своей машины (его единственное личное увлечение), получает нелепое удовольствие от того, что ест и пьет в весьма дотошной и чопорной манере; в какой-то степени это касается и его одежды, а замыкают список, разумеется, азартные игры, куда без них. (А вот Крейгу вообще плевать на еду и напитки).
Бонд — не феминист, он считает удачу женщиной, которую можно мягко убить или жестоко разорить, никогда не потворствовать и не преследовать. Ему наскучивает большинство представительниц противоположного пола и предсказуемость отношений, но при этом он вполне может влюбиться в кого-то загадочного и высокоинтеллектуального. Это умудрённый житейским опытом человек, плоть и кровь этого мира и, в частности, своего времени.
То же самое с лучшими фильмами франшизы. Бонд способен брать на себя обязательства — в фильме «На секретной службе Ее Величества» с Джорджем Лэзенби в главной роли он женится и убит горем, когда происходит сами знаете что, и в итоге скорбит по вероломной Веспер Линд, но волю чувствам не дает, не любит этого. Он не боится демонстрировать свой опыт и умеет превзойти других во всем, начиная с японских хайку и заканчивая вуду. Находчивость — вот его конек. В лучших фильмах предостаточно и забавных моментов — чего стоят одни лишь остроты Шона Коннери и приподнятая бровь Роджера Мура. Хотя если уж Коннери в глазах Яна Флеминга выглядел куда как заурядным, то герой Крейга попросту привел бы автора оригинальных романов в недоумение.
Очевидно, что в целом картина «Не время умирать» не так уж плоха, и не в последнюю очередь благодаря отсылкам к другим фильмам о супершпионе 007. Дэниел Крейг лихо вписался как в запутанный сюжет, так и в непродуманную развязку. В фильме, среди прочего, есть отличная автомобильная погоня с прорывом сквозь несущую статую Девы Марии процессию, старый прием. Есть и жуткий начальный эпизод с участием человека в маске. И, конечно же, нельзя не отметить потрясающую операторскую работу и головокружительные смены кадров.
Но окончательный результат в виде подогнанного под реалии 21-го века Джеймса Бонда — это не мутация изначального агента 007, а совершенно новый персонаж, наблюдать за которым, к сожалению, уже не так интересно.
Мелани Макдона — ирландская журналистка, работает в Лондоне. Автор передовиц в газете «Ивнинг Стэндард» и журнале «Спектейтор».