Внешняя политика Германии труслива. И стала таковой не только после катастрофы в Афганистане. Когда Алексея Навального арестовали в аэропорту Шереметьево, крика было много. Министр иностранных дел Хайко Маас потребовал немедленного освобождения оппозиционера. Но прошло восемь месяцев, завершилось строительство «Северного потока — 2», и теперь раздается лишь легкий скулеж, когда немецким политикам напоминают о Навальном. То же можно сказать и о наших криках насчет преступлений Китая против уйгуров в китайском Синьцзяне. Или о бывших помощниках бундесвера в Афганистане, чья жизнь находится в опасности.
Сейчас СвДП и Зеленые могут сделать требование уделять больше внимания правам человека условием для своего участия в формировании правительства. А то как Германия сможет укреплять и оправдывать свою внутреннюю демократию, если во внешней политике она лишь символически выступает за соблюдение прав человека? Ответ краток: никак.
Необходимо проявлять больше твердости по отношению к диктаторам и автократам. В этом самая сильная экономическая держава ЕС Германия уже давно могла бы подать пример всей Европе. Почему сейчас? Потому что это возможно. Чтобы это устроить, ни либералам, ни Зеленым не придется идти на компромиссы. В вопросах внешней и военной политики позиции обеих партий очень близки.
В предвыборной программе Зеленых Китай назван конкурентом Европы и ее системным соперником. Анналена Бербок делает ставку на диалог и твердость к китайцам. Кроме того, по мнению Зеленых, на европейские внутренние рынки не должны попадать продукты, изготовленные в условиях несвободы, то есть при подневольном труде. СвДП также хочет развития отношений между ЕС и Китаем, но в рамках соревнования систем. По мнению партии, тесный обмен с Китаем возможен лишь при условии соблюдения им международного права.
В отношении российского газопровода «Северный поток — 2» точки зрения обеих партий также совпадают. Кандидат на пост канцлера от Зеленых Анналена Бербок выступала против достраивания газопровода. СвДП требует, чтобы решение о вводе в эксплуатацию этого объекта было принято на уровне ЕС и соответствовало действующим санкциям в отношении России. Все это хорошо. Но партиям надо договориться действовать более решительно, чем это делала до сих пор «большая коалиция» из ХДС и СДПГ в лице социал-демократа Хайко Мааса.
Это возможно даже вопреки немецким экономическим интересам. Даже если закрыть глаза на моральные аспекты, экономика не может функционировать устойчиво с участием игроков, политика которых базируется на насилии. Терпимость по отношению к автократиям рано или поздно распространится на структуры рынка и будет оказывать влияние на его формирование. Пример — атака Китая на передачу данных.
В чем тут дело? Внутренние законы КНР затрудняют передачу данных в Германию, вынуждая наши компании создавать цифровые офисы в самом Китае, сокращая китайскую безработицу, а не нашу. В долгосрочной перспективе это приведет к отставанию Германии как технологической державы.
Следующее правительство должно будет спросить себя, сколько ответственности за внешнюю политику, в большей степени увязанную с соблюдением прав человека, оно готово взять на себя. СвДП и Зеленые могут дать импульс для такой политики. Например: хватит кормить афганских талибов деньгами! Довольно лицемерия в деле с «Северным потоком — 2»! Больше не закрывать глаза на принудительные трудовые лагеря в Китае. Говорить об этом нужно во весь голос. Больше мужества и меньше Мааса.