Мировая экономика превратилась в непредсказуемую. В Европе и США потребление при содействии программ поддержки возобновляется на фоне кампаний вакцинации, в то время как в Азии фабрики и порты закрываются, чтобы ограничить распространение covid-19. Оказавшись между двумя огнями, судоходные компании должны перевозить быстро растущие объемы грузов (+10,8% в 2021 году, согласно последним прогнозам Всемирной торговой организации — ВТО). На входе в порты собираются пробки из контейнерных судов, в результате чего увеличивается время перевозок и растут цены на фрахт, за восемнадцать месяцев они выросли в десять раз. В итоге, растет дефицит пряностей, шерсти, игрушек и айфонов. Одни проблемы влекут за собой другие: отсутствие полупроводников, например, вынудило автопроизводителей закрыть некоторые из своих заводов.
«В США и Европе активность вернулась к докризисному уровню, но ее содержание изменилось, — сказал Себастьен Жан, директор Центра перспективных исследований и международной информации. — Спрос на товары длительного пользования вырос, а потребление услуг снижается». Например, рост покупок электронной продукции связан с ростом удаленной работы и цифровизацией экономики. Зато накопление сбережений богатых семей во время изоляции стимулировало продажи автомобилей во время возобновления деловой активности. А хорошее положение в строительном секторе, особенно в США, увеличивает спрос на товары для дома.
«В мире, где все спрогнозировано и спланировано, и где логистические цепочки работают по принципу „точно в срок", малейшее непредвиденное обстоятельство может посеять хаос, поставив мир в положение оркестра, где один музыкант выбивается из ритма», — отмечает Себастьен Жан. Чем дольше длится кризис, тем болезненнее его последствия. Дефицит ведет к повышению цен, что, в свою очередь, может подтолкнуть центральные банки к ужесточению их денежно-кредитной политики, а это может помешать восстановлению экономики. Со вспышкой пандемии, казалось, можно почти забыть о последствиях напряженности в торговых отношениях. Однако усиление контроля со стороны США над передачей технологий в Китай способствовало нарушению цепочек поставок полупроводников, а российский запрет на экспорт необработанной древесины в Китай спровоцировал рост цен.
Перегруженность портов
От Лос-Анджелеса до Шэньчжэня и Роттердама, у входов в порт растут очереди из судов. По данным логистического гиганта Kühne + Nagel, по состоянию на понедельник, 4 октября, по крайней мере 659 судов по всему миру ожидали выгрузки своего груза. Ожидание может длиться до трех недель. Санитарные ограничения и закрытие терминалов, подобное тому, что случилось в китайском порту Нинбо-Чжоушань, где в августе был объявлен карантин на две недели, замедляют судоходство в тот самый момент, когда возобновилась торговля товарами. Более того, суда прибывают с более высокой загрузкой, что увеличивает продолжительность стоянки. Компания IHS Markit, собирающая данные по транспорту и финансам, подсчитала, что среднее время стоянки в американском порту Лонг-Бич (Калифорния)увеличилось более чем на 70% с начала пандемии, а в порту Антверпена — на 14%.
«Не так-то просто поставить хотя бы новые подъемные краны, а для создания новой портовой инфраструктуры требуются время и деньги», — объясняет Турлок Муни, менеджер морского сектора в IHS Markit. Он выступает за улучшение координации между управляющими терминалов, администрацией порта и судоходными компаниями, чтобы лучше прогнозировать и управлять потоком товаров. В США порт Лос-Анджелеса разрешил ночную разгрузку в выходные дни, а порт Лонг-Бич будет работать круглосуточно. «Пропускная способность контейнеровозов в последние годы резко выросла, и не все порты имеют необходимую и достаточную инфраструктуру для их размещения», — добавляет Муни.
Кризис достиг таких размеров, что Такеси Хасимото, глава могущественной судоходной компании Mitsui OSK Lines, призывает государства к скоординированным действиям. «Мы находимся в ситуации, когда морская логистика переживает полный хаос и когда скоординированные действия государств могут восстановить порядок в цепочках поставок», — сказал Хашимото. Однако этот «хаос» идет на пользу судоходным компаниям. Судовладелец CMA CGM из Марселя только во втором квартале 2021 года получил чистую прибыль в размере 3,5 миллиарда долларов.
Отключение электричества наносит ущерб китайской промышленности
Прекращение подачи электроэнергии замедляет рост китайской экономики. Многим компаниям, включая субподрядчиков американского автопроизводителя Tesla и производителя Apple, пришлось в сентябре временно закрыть заводы, потому что они не могли продолжать производственный процесс. По оценкам Goldman Sachs, почти половина промышленного производства в Китае остановилась из-за отключения электроэнергии. Ожидается, что они обойдутся стране в 0,4 процентного пункта роста в 2021 году. Внутренняя добыча угля больше недостаточна для удовлетворения спроса, хотя экономика зафиксировала рост на 12,7% в первой половине 2021 года. Остановив импорт из Австралии по политическим причинам, Китай испытывает трудности с импортом из Монголии и Индонезии из-за нарушения морского судоходства. В связи с резким ростом цен на уголь, электростанции не могут увеличивать свою выработку, поскольку цена на электроэнергию имеет свои пределы.
Власти провинций, которые не справляются с сокращением выброса парниковых газов, даже решили закрыть некоторые тепловые электростанции. Больше всего от массовых отключений электроэнергии проигрывают такие энергоемкие отрасли, как предприятия по производству цемента и металлов. «Поскольку регион является центральным хабом обрабатывающей промышленности, сбои в производстве усугубят спад предложения по всему миру прямо перед Рождеством», — написал банк Natixis в комментарии, опубликованном 29 сентября.
Последствия карантина в Азии
«Развивающиеся страны Азии все еще охвачены пандемией covid-19», — отмечает Азиатский банк развития в своем последнем отчете, опубликованном в конце сентября. Азиатские государства рассчитывали сдержать пандемию путем введения драконовской политики карантина и локальных ограничений в 2020 году, и в конечном итоге они не уделили должного внимания вакцинации. С появлением гораздо более заразного штамма Дельта они были вынуждены усилить изоляцию. Когда Вьетнам закрыл фабрики, чтобы сдержать распространение эпидемии, его валовой внутренний продукт упал с роста на 6,6% до снижения на 6,2% между вторым и третьим кварталами 2021 года.
По мере того, как экономика США и Европы восстанавливалась благодаря вакцинации, многие фабрики в Азии закрывались, углубляя нехватку электроники и одежды. Страны Юго-Восточной Азии начали ослаблять ограничительные меры в сентябре, но охват этих стран вакцинацией остается низким. В конце августа 28,7% населения развивающихся стран Азии были вакцинированы. Для сравнения: этот процент составляет 51,8% в США и 58% в Европе.
Риски изменения климата
Во время невиданной волны жары, обрушившейся на Канаду летом 2021 года, пожарами были охвачены территории на западе страны, заблокировав железнодорожный транспорт на несколько недель. На Тайване апрельская засуха привела к снижению объемов производства на заводах по производству полупроводников, потребляющих много воды, что способствовало глобальному дефициту. Из-за урагана Ида, обрушившегося на прибрежные районы Мексиканского залива в августе 2021 года, была остановлена добыча нефти в США. «Рост числа серьезных климатических явлений может привести к увеличению числа сбоев в глобальных цепочках поставок, нарушению производства, увеличению затрат и росту цен, что ведет к снижению доходов предприятий», — предупреждает глобалистская консалтинговая фирма McKinsey в исследовании, опубликованном летом 2020 года.
Трудности скоро не кончатся
«Чего люди не ожидали, так это ограничений на уровне предложения, для них это стало неожиданностью», — признал в сентябре глава Федеральной резервной системы США Джером Пауэлл, предупредив, что «высокий спрос на товары в сочетании с наличием узких мест означает, что инфляция превысит целевые показатели». Чтобы привести производственные мощности в соответствие со спросом потребуется немало времени. В случае с полупроводниками, например, для строительства завода потребуется в среднем два года плюс большие инвестиции, что особенно рискованно в эти трудные времена.
Агентство S&P Global Ratings прогнозирует возвращения к норме в секторе электроники, который обеспечивает большую часть экономики, «не ранее, чем через год или полтора». Способность предприятий реагировать на повышенный спрос также зависит от отмены санитарных ограничений, а в Азии с эти не торопятся. «Маловероятно, что с дефицитом будет покончено до конца 2022 года и, конечно, не раньше следующего китайского Нового года, — сказал Муни. — Поскольку запасы остаются все еще на относительно низком уровне, спрос будет высоким в следующем году».