Польский премьер-министр Матеуш Моравецкий должен во вторник заверить полностью обновленный европейский парламент в своей «лояльности» Европейскому Cоюзу. После решения Конституционного суда от 7 октября, провозгласившего верховенство польского права над законодательством ЕС, депутаты Европарламента призвали председателя ЕК Урсулу фон дер Ляйен запустить, наконец, процедуру наказания за игнорирование верховенства права. Эта процедура лишит финансирования страны, не соблюдающих установленные правила.
Это Польша и Венгрия, которых обвиняют в принятии законов против ЛГБТ. Теперь они могут дорого заплатить за это.
Обе страны уже были лишены выплат первого транша средств в соответствии с планом Next Generation EU (план спасения экономики стран ЕС в условиях пандемии — прим. ИноСМИ) на неопределенный срок. А это уже 1 миллиард евро из ожидаемых 7,2 миллиарда для Будапешта. Потери Варшавы больше, поскольку по населению Польша в несколько раз крупнее Венгрии: Польшу лишили 5 миллиардов из предназначенных ей 36 миллиардов евро (включая 24 млрд. в виде пособий и 12 млрд. евро в виде займов).
Власти обеих стран сделали вид, что они не нуждаются в этих средствах для восстановления экономики. Венгрия разглагольствует о новых долговых облигациях, а Польша ожидает от Китая рефинансирования на рынке облигаций в юанях. «На самом деле, по счастью, поляки и венгры не будут в состоянии компенсировать свои потери, — объясняет Жолт Дарвас, экономист из Института Брейгеля. — А займы не от ЕС, о которых они упоминают, будут даваться по гораздо более высоким ставкам. Эти займы увеличат дефицит непокорных Польши и Венгрии».
«Единственный рычаг влияния ЕС»
Незначительный в краткосрочной перспективе экономический эффект от задержки с фондами стимулирования, в случае его применения надолго, может снизить экономический рост Польши на 0,5 процента. Это, правда, лишь доля от прогнозируемого польского роста на уровне 4,5% в 2022 году, прогнозируемого агентством Moody's, которое оставляет за собой возможность понижения рейтинга страны в конце месяца. Польша запустила собственный пакет национальных стимулов, но без европейских субсидий это мало что меняет. Польша может быть достойно наказана: отказ ей на несколько лет в деньгах по плану Next Generation EU может стоить ей до 6% ВВП.
В более долгосрочной перспективе Европейский Союз может отказать непокорной Польше в средствах из Фонда сплочения, который очень выгоден не только для Польши и Венгрии, но и для других стран Восточной Европы, принося им доходы в размере от 3% до 4% их ВВП ежегодно. Польша является абсолютным рекордсменом в получении европейских субсидий: она получила 141 миллиард евро с момента ее присоединения к ЕС в 2004 году. В 2020 году Польшей были получены 13 миллиардов евро.
Именно эту манну небесную будет защищать в Страсбурге премьер-министр Польши, выступающий против выхода из ЕС. «Единственное, что их интересует, это европейские фонды, — говорит польский депутат Европарламента, социалист Роберт Бедронь. — Но ЕС нельзя рассматривать как банкомат».
Помимо 34 миллиардов евро в рамках плана восстановления экономики после пандемии, Польша ожидает, что в период с 2021 по 2027 год из бюджета ЕС ей будет выделено 100 миллиардов евро. Будет ли эффективна угроза финансового наказания для тех, кто не намерен соблюдать принятый ЕС закон? «Это единственное средство давления со стороны ЕС, потому что все остальное, в том числе диалог, политическое давление или приведение в действие статьи 7 о нарушении европейских договоров — все остальное ничего не дало», — так отреагировал Даниэл Фройнд, евродепутат от немецкой партии Зеленых, член Комитета бюджетного контроля. Наказание от ЕС вызвано прежде всего наличие в Польше «зон, свободных от идеологии ЛГБТ». Эти зоны были созданы на основании голосований в ряде регионов Польши. Потом, узнав о денежных потерях, некоторые регионы пошли на попятную, вновь открывшись для гомосексуальной идеологии. Но было поздно — денег и эти регионы не получили.
4300 километров автомагистралей в Польше
Как напоминает нам Роберт Бедронь, европейская манна небесная оказала «неоценимую» помощь развитию Польши. На самом деле, в Варшаве задаются вопросом о том, был ли кто-то, кто этим не воспользовался. А именно, в стране было проложено 4300 километров современных автомагистралей по сравнению с 543 километрами, существовавшими на момент вхождения страны в ЕС, построены железные дороги, метро, аэропорты, разработано 8000 научно-исследовательских проектов, открыты культурные центры. И это мы еще не говорим о ресурсах, выделяемых ЕС для сельские районов, развитие котторых является важным звеном в стратегии партии PiS («Право и Справедливость»), нацеленной на то, чтобы остаться у власти.
Согласно прогнозу либерального Варшавского университета, ВВП на душу населения в стране сейчас на 30% выше, чем он был бы, останься Польша за пределами ЕС. «Европейские фонды смягчили экономический шок и предотвратили рецессию в Польше во время предыдущего кризиса», — напоминает экономист Saxo Bank Кристофер Дембик.
Помимо ускорения роста, более 80% государственных инвестиций осуществляются благодаря европейскому финансированию. «Без этих средств Польша и Венгрия больше не смогут разрабатывать новые проекты», — предупреждает Эулалия Рубио из Института Жака Делора. Такое положение дел может также повлиять на их международную репутацию. «Противостояние с ЕС усиливает институциональную неопределенность и посылает негативный сигнал долгосрочным иностранным инвесторам», — сказал Рафал Бенецкий, экономист банка ING в Варшаве.
«Вопрос уже не в том, будет ли приведен в действие механизм „верховенства права". Вопрос только в том, когда Польшу и Венгрию накажут этим механизмом», — сказал Даниэл Фройнд. После запуска этот процесс займет от девяти до десяти месяцев. Но другой, более быстрый механизм позволяет приостанавливать выделение средств, как только возникает риск хищения. А это может произойти, если Варшава решит уйти из-под опеки Европейского Суда вместе с деньгами.