Забудьте о проездных, мобильных платежах или банкоматах.
Теперь москвичи смогут оплачивать поездки в метро собственным лицом — в столице заработает система их распознавания.
На более чем 240 станциях московского метрополитена внедрена новая платежная система FacePay, которую можно настроить через приложение.
«Теперь все пассажиры метро смогут платить за проезд, не доставая телефон, „Тройку" или банковскую карту», — твитнул в четверг мэр Москвы Сергей Собянин.
Мэр подчеркнул, что система такого масштаба — первая в своем роде.
Российские власти уверяют, что информация о пассажирах будет «надежно зашифрована», а сведения будут храниться в специальных центрах обработки данных, куда доступ будет лишь у министерства внутренних дел.
Однако активисты предвидят злоупотребления со стороны властей.
«Это опасный шаг и попытка властей держать население под контролем. Нам нужна полная прозрачность насчет того, как это приложение работает на практике», — считает Станислав Шакиров, основатель группы «Роскомсвобода», которая защищает цифровые права россиян.
Данные могут попасть не на те компьютеры
Сами россияне тоже относятся к новой системе с подозрением.
Вот что говорит старший научный сотрудник по глобальной безопасности и мировоззрению Датского института международных исследований Флемминг Сплидсбоэль (Flemming Splidsboel):
«У людей много скепсиса. Разумеется, речь идет о возможных побочных эффектах — например, приложение может использоваться для слежки, а данные будут сливаться компаниям для рекламы. В общем, есть много неясностей».
Главная причина недоверия властям — авторитарный режим в России, объясняет Флемминг Сплидсбоэль.
А из за повальной коррупции данные могут «случайно» оказаться не на тех компьютерах.
«Мы уже видели, что данные попадают совершенно не туда, куда надо. Это потому, что все продается. Попав на черный рынок, они исчезают, а потом используются совершенно не по назначению», — говорит Флемминг Сплидсбоэль.
В России уже имеется разветвленная система камер наблюдения. Особенно широко она развернулась во время пандемии — якобы для всеобщего блага.
«Ходили слухи, что с их помощью отлавливали иностранцев, которые приехали в Москву и нарушили самоизоляцию. Их ловили как раз благодаря видеонаблюдению и распознаванию лиц», — говорит Сплидсбоэль.
Но камеры нужны не только для того, чтобы люди сидели дома и не разносили вирус.
С помощью видеонаблюдения российские власти задерживали активистов по дороге на демонстрации, продолжает Сплидсбоэль.
«Были случаи, когда демонстранты ехали в центр Москвы, а их останавливали по пути, в метро. Причем вылавливала их как раз автоматизированная система распознавания лиц, и на следующей станции полиция уже была наготове».
Новая платежная система сулит еще больше возможностей для слежки.
«Можно будет отлавливать людей уже на подступах к центру или даже на выходе из дома — и таким образом контролировать их поведение», — говорит Флемминг Сплидсбоэль.
Автоматическая слежка
Однако сотни тысяч камер следят за гражданами на улицах и в метро не только в Москве.
В Лондоне установлено более 700 тысяч камер наблюдения — в том числе от террористической угрозы. Британская столица — один из мировых лидеров по видеонаблюдению.
«Распознавание лиц выходит на новый уровень, и передвигаться неопознанным будет вовсе невозможно», — предвидит Флемминг Сплидсбоэль.
Как бы то ни было, слежки в будущем только прибавится, хотят ли того граждане или нет:
— В России и других государствах того же типа видят в этом огромную перспективу — еще более совершенная разновидность слежки.