Возможно ли повлиять на финское общество? Этот вопрос очень интересует выросшую в Петербурге жительницу Лаппеенранты Екатерину Марову.
У Маровой было много сомнений, когда она переехала в Финляндию десять лет назад.
«У россиян много предрассудков по поводу того, как осуществляется общественное воздействие. В них есть и правда, и заблуждения», — рассказывает Марова.
В России оказывать общественное воздействие непросто. Мало кто хочет или может тратить свое время и силы на политику, поскольку возможности одного человека незначительны.
К тому же Марова использовала бы свое время совсем иначе, если бы по-прежнему жила в России.
«Я бы не связывалась с политикой. Похоже, в России это может быть даже опасно».
Когда разные финские партии выдвигали кандидатов на участие в муниципальных выборах в 2021 году, Кате стало интересно разобраться в том, как устроено финское общество.
«Я перфекционист. Когда я что-нибудь делаю, я хочу делать это хорошо», — говорит Марова.
Подходящей партией был «Левый союз». Девушка приняла участие в организованном партией обучении, во время которого рассказывали, как кандидат может проводить свою кампанию в социальных сетях.
Марова начала вести свою предвыборную кампанию на трех языках и публиковала посты в соцсетях на финском, английском и русском языках.
В Финляндию на учебу
В 20 лет Катя Марова приехала в Финляндию по программе студенческого обмена. Коувола находится всего в 300 километрах от ее родного Петербурга, но жизнь в городах совсем разная.
Катя с теплом вспоминала о стажировке. Жизнь в Финляндии была спокойной и приятной.
Стажировка длилась полгода. Марова вернулась в Россию и закончила учебу в университете. Опыт жизни в Финляндии ей очень понравился.
«В России нельзя развиваться так же успешно, как в Финляндии. Здесь можно заниматься чем угодно, ограничений очень мало. Спокойный образ жизни и позитивное отношение окружающих мне очень по душе», — рассказывает Марова.
В 2010 году Марова переехала в Лаппеенранту и отучилась на бакалавра делового администрирования.
Она училась на английском языке и позже устроилась работать в фирму с русским начальником. Девушка работала на русском и английском языке.
В 2016 году компания обанкротилась.
«Только после этого я начала заниматься финским на онлайн и офлайн курсах. Я уже кое-что знала, но говорила и понимала плохо», — говорит Марова.
Социология для всех
Сейчас 37-летняя Катя Марова — гражданка Финляндии. Марова замужем, скоро ее сыну исполнится три года. Будучи бакалавром делового администрирования, Марова занимается финансовым управлением.
«Мигранты не знают, кто может выдвигать свою кандидатуру и кто может голосовать на муниципальных выборах. Мало кто знает, что неграждане Финляндии тоже могут голосовать, если уже достаточно прожили в стране», — делится Марова.
Гражданин ЕС старше 18 лет может голосовать на муниципальных выборах, если до выборов он будет проживать в муниципалитете 51 день.
Диссертация, защищенная в Университете Тампере весной 2021 года, подтверждает слова Маровой.
В диссертации Йосефины Сипинен (Josefina Sipinen) о вовлечении мигрантов в политику, говорится о том, что недостаточный диалог с обществом — серьезная причина того, почему мигранты так мало представлены на муниципальных выборах и в муниципальных органах.
В исследовании сообщается, что участие в политической жизни новой родины — это очень важно. Желание быть в курсе общественных вопросов и понимать процессы в политике помогает мигрантам интегрироваться в общество на индивидуальном уровне и на уровне группы.
Многие вопросы считаются в Финляндии естественными, с ними знакомы с детства. Катя Марова приводит пример.
«Мой ребенок четвертом классе, в школе у него есть предмет социология. Это замечательный способ учить детей с самого детства, как каждый из нас может влиять на общество и свою жизнь. Такой курс должен быть в программе для адаптации мигрантов», — говорит Марова.
Незнание языка может привести к непониманию
Лаппеенранта — единственный муниципалитет Южной Карелии, население которого растет в первую очередь за счет миграции. Миграция играет в муниципалитете значительную роль.
Для 7,9% жителей Лаппеенранты финский не является родным языком. Для большинства из них родным является русский.
Активность иностранных избирателей в Финляндии гораздо ниже, чем носителей финского. Разница составляет больше 30%.
Поскольку избиратели выбирают для муниципальных органов своих представителей, доля мигрантов в них очень низкая по всей Финляндии.
Между языковыми группами и культурами кто-то должен выстраивать связи.
Столкновения могут происходить, если не понимаешь собеседника. По мнению Кати Маровой, вместо открытого обсуждения проблемы часто обсуждают только в узком кругу.
«Можно подумать, что чиновник или какой-нибудь другой специалист действует определенным образом, потому что не любит русских. В действительности причина может быть совсем другой», — рассказывает Марова.
Даже любимую страну можно хотеть изменить
Открытое обсуждения тоже может быть непростым.
В финской культуре общения часто охотно говорят о вещах, которые нужно изменить в обществе. По опыту Маровой, о необходимости перемен в обществе редко услышишь от людей, переехавших из других стран.
Многие не решаются открыть рот, потому что боятся реакции других.
«Дома можно говорить о плюсах и минусах. Но если ты гость, то можешь говорить только о хорошем», — говорит Марова.
Марова говорит, что получала от финнов комментарии, в которых финские проблемы приуменьшались, потому что в России дела обстоят еще хуже. Некоторые предлагали ей отправляться в Россию, если там уровень услуг лучше. Суть ясна: мигранту нужно довольствоваться тем, что ему дают, и не ныть понапрасну.
«Я гражданка Финляндии, хочу здесь жить и люблю эту страну. В целом здесь все хорошо. И все же проблемы есть, и я хочу повлиять на это», — говорит Марова.
Катя Марова призывает увидеть возможности, которые приходят с разными культурами. Если ты вырос в другой среде, можешь быть очень полезным и на новой родине.
«Разнообразие — это богатство. Если посмотреть на вещи под другим углом, может появиться много позитивных идей и услуг», — говорит Марова.
Активное участие
В июне 2021 «Левый союз» получил на выборах в городской совет Лаппеенранты одно место. Катя Марова стала кандидатом в члены городского совета от «Левого союза».
«Это стало неожиданностью, я даже не знала, что можно стать кандидатом в члены совета. Я думала, что есть уполномоченные, и все. Есть и другие способы оказывать воздействие помимо попадания в совет. И эффект действительно будет», — говорит Марова.
Следующий шаг для Маровой — участие в региональных выборах. Однако она не может сказать, будет ли заниматься политикой всегда. На это требуется много времени.
Во время проведения предвыборной кампании Марова столкнулась с притеснением в соцсетях.
Она знает, что для решения проблемы нужно активно продвигать свою позицию.
Катя Марова надеется, что у нее получится облегчить интеграцию мигрантов в Финляндии и Лаппеенранте. Этому можно способствовать при помощи разных услуг. Она также хотела бы заняться сферой услуг для семей с детьми.
«Я по характеру такой человек, что не могу бездействовать, если что-то идет не так», — говорит Марова.