Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
The New York Times (США): что в имени твоем? Для сахалинских корейцев это мучительная история

Застряв на десятилетия на российском дальневосточном острове, некоторые из них имеют три имени – японское, русское и корейское, – что является отражением разных исторических глав. Сейчас многие планируют вернуться.

© РИА Новости Алексей Даничев / Перейти в фотобанкВид с горы Большевик в Южно-Сахалинске
Вид с горы Большевик в Южно-Сахалинске - ИноСМИ, 1920, 13.11.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Корейцы Сахалина считают себя отдельной группой потомков вынужденных переселенцев, и многие из них мечтают уехать в Южную Корею. Долгие годы они борются за то, чтобы им предоставили право на получение южнокорейского гражданства, но даже после нового закона покинуть Россию не так просто, пишет автор.
Остров Сахалин, Россия — На далеком острове Сахалин на восточном краю России история расколотого и тоскующего самосознания отпечаталась даже на именах людей.
У некоторых там три разных имени: русское, корейское и японское. Каждое представляет свою главу в вековой истории насильственных переселений и войн.
Таэко Нисио получила свое имя от японских властей в 1939 году, когда в восьмилетнем возрасте приехала на входивший в состав империи Сахалин. В конце Второй мировой войны этот остров захватили Советы, и ее новые русские друзья стали называть девочку Таней. Но в самом начале госпожу Нисио звали Чён Чхэ Рён, и спустя восемь десятилетий она планирует, наконец, вернуться туда, где родилась — в Южную Корею.
Дочь Таэко Нисио Ким Гым Хи вспоминает, что когда им этой осенью позвонили из южнокорейского консульства, она воскликнула: «Мама, мы едем домой!»
Корейцы с острова Сахалин, застрявшие там из-за исторических перипетий, снова собираются в путь. В этом году в Южной Корее вступил в силу закон, позволяющий членам корейской диаспоры Сахалина в большем количестве возвращаться на свою историческую родину. Это момент запоздалого освобождения для корейцев, приехавших на остров много лет назад в качестве разнорабочих и ставших при советской власти людьми без государства.
Но история корейцев Сахалина, которых сегодня проживает на этом тихоокеанском острове длиной почти 1 000 километров 25 000 человек, это также очень русская история об эмиграции и о долгом эхе войны. Сеул в этом году расширил списки сахалинских корейцев, которые получат государственную поддержку после возвращения на родину, но большинство из них по-прежнему не обладают таким правом. Из-за этого тысячи людей вынуждены принимать мучительные решения о том, остаться или ехать, причем зачастую без семьи и близких.
«Снова будут распадаться семьи, — рассказала Пак Сун Ок, работающая директором правозащитной организации «Сахалинские корейцы» в главном городе острова Южно-Сахалинске. — Эту рану снова вскрывают».
Желающих задать вопросы о шансах уехать так много, что у входа в Корейский культурный центр повесили распечатанное объявление: «Информацию о переезде в Корею дает консульство». В самом центре Пак, поджав губы, хмуро смотрит на документ, только что размещенный в сети консульством Южной Кореи. Там говорится, что 350 человек получили разрешение на отъезд уже в этом месяце. В холле центра висят черно-белые фотографии, напоминающие о многолетней разлуке с родиной.
  1. 1
    Асахи: недельное путешествие на Сахалин за 1000 долларов
  2. 2
    Hokkaido: что помогает выжить на Сахалине?
  3. 3
    Японцам было трудно убежать из СССР
На одной из них старик с набитым рюкзаком оглядывается назад, нахмурив брови и открыв рот. Он машет шляпой, прощаясь с провожающимися и направляясь к ждущему на взлетной полосе самолету.
На протяжении 40 лет до и во время Второй мировой войны Япония контролировала южную половину острова Сахалин. Она завезла туда тысячи рабочих из Кореи. Советы захватили этот остров в августе 1945 года и разрешили японцам вернуться в Японию. Многие корейцы остались и стали жить в Советском Союзе без гражданства.
Кто-то позже переехал в коммунистическую Северную Корею. Но большинство корейцев было с юга, и они на десятилетия оказались отрезанными от дома и своих родственников, потому что на Азию опустился железный занавес.
Когда распался Советский Союз, а Москва установила отношения  с Сеулом, Южная Корея разрешила вернуться тем сахалинским корейцам, которые родились еще во времена правления японцев. Это стало отголоском действий Израиля, который приветствовал у себя советских евреев, и немецкой программы репатриации для этнических немцев из бывшего Советского Союза.
Но в отличие от этих инициатив, южнокорейские правила распространялись не на все поколения. В 1990-х и 2000-х в Южную Корею переехали свыше 4 000 южнокорейцев из первого поколения. Зачастую они бросали созданные в России семьи. Пак вспоминает, что когда она поехала прощаться со своей сводной сестрой, крики и плач в аэропорту напоминали «похороны живых».
«Они хотели уехать на родину, чтобы умереть там», — рассказала о первой волне репатриации редактор сахалинской газеты на корейском языке Виктория Бя.
Многие из оставшихся преуспели в капиталистической России, потому что на Сахалине начался энергетический бум, наладилась торговля с Южной Кореей и Японией, а также появились высокодоходные коммерческие связи с Северной Кореей. Один бизнесмен по имени Ли Ку Юл показал в своем сахалинском офисе серебряные и золотые медали, которыми его наградил президиум Верховного народного собрания Северной Кореи. Его главный совет собирающимся в Пхеньян российским соотечественникам: «Никогда не критикуйте своих хозяев».
Сегодня корейской культурой пропитался весь Сахалин с его полумиллионным населением. На острове повсюду можно найти корейские рестораны, а в придорожных магазинах продают кимчи. Пресвитерианской церковью руководит южнокорейский пастор, и складывается такое ощущение, что в России, скептически относящейся к коронавирусу, это единственное место, где внутри помещений все надевают маски. В государственной школе искусств есть корейское отделение, и там некоторые представления ставят по северокорейским сборникам песен, правда, с измененными словами.
«Иногда это просто по-настоящему красивая мелодия, и мы не рассказываем детям, что песня о Великом Вожде, — рассказывает Юлия Син, заведующая корейским отделом. — Мы можем выбирать, что брать из Северной, а что из Южной Кореи, и создавать нечто новое».
Но сейчас возобновилась драма семей, разделенных эмиграцией и репатриацией, которую усилило закрытие границ из-за коронавируса. Новый закон разрешает более молодым сахалинским корейцам переезжать в Южную Корею, если они ухаживают за стариками из первого поколения. Но ограничения остаются: ухаживать за престарелым может только один человек вместе со своей супругой (супругом). Поэтому братья и сестры вынуждены договариваться, кто из них будет переезжать. Кроме того, с ними не могут поехать их взрослые дети.
«Многие люди из-за этого спорят, ссорятся», — рассказал 33-летний банковский служащий Сергей Ли, который как волонтер разносит престарелым членам диаспоры продукты. Часть расходов ему возмещает Южнокорейский фонд.
У Южной Кореи для россиян безвизовый режим, и есть прямые рейсы на Сахалин. Но во время пандемии расставание ощущается намного сильнее. Российские границы открылись для южных корейцев только в августе, а Южная Корея для большинства вновь прибывших ввела 10-дневный карантин.
Тесть и теща Сергея Ли намерены воспользоваться новым законом и переехать в Южную Корею, оставив внуков на Сахалине. Сам Ли говорит, что он уезжать не планирует, потому что у него русский менталитет и он гордится Россией. Одной из черт такого менталитета он называет смелость и решимость высказать свое мнение, когда не согласен со старшими.
Директор организации «Сахалинские корейцы» Пак говорит, что пока никуда уезжать не собирается, вопреки слухам о том, что она планирует покинуть Россию. Редактор газеты Бя не соглашается на уговоры родителей, которые зовут ее в Южную Корею. Она высоко ценит свою работу и не хочет уезжать. Специалист по кадрам Лиде Сан Бок говорит, что хотела бы уехать в будущем, но ее старшая сестра уже подала заявление, решив стать опекуном матери.
Сахалинские корейцы на протяжении многих лет борются за то, чтобы диаспоре предоставили право на получение южнокорейского гражданства. Выходцы с Корейского полуострова расселились по всему бывшему Советскому Союзу, однако корейцы Сахалина считают себя отдельной группой потомков вынужденных переселенцев. А южнокорейские законодатели не спешат предоставлять сахалинским корейцам особые права. И даже когда в прошлом году случился прорыв благодаря влиятельным депутатам из партии большинства, которые поддержали новый закон, в него все равно внесли жесткие ограничения.
89-летняя Нисио рассказала, что мать привезла ее из юго-западной Кореи в префектуру Карафуто, как в то время называли южный Сахалин, где дядя Нисио работал в угольной шахте. 20 лет назад она хотела вернуться в Южную Корею, но отказалась от своих планов, потому что в то время болела ее дочь Ким, и мать не решилась ее оставить.
По новому закону сейчас они могут вдвоем уехать из России и стать постоянными жителями Южной Кореи. Правительство предоставит им квартиру и, как надеется Ким, телевизор. Это любимое увлечение госпожи Нисио, обожающей южнокорейские драмы.
Ким полагает, что им разрешат взять с собой два чемодана по 20 килограммов каждый. Этого им вполне достаточно.
«Я очень счастлива, — сказала госпожа Нисио на ломаном русском языке, готовясь к прощанию с Сахалином. — Потому что там родина, родина!»
Обсуждение
Комментариев: 17
Правила
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
levenkool:)
13 ноября 2021, 00:56
..нормально девочку Таней назвали..не царское имя, но и не крестьянское..чего хотели то? ну ладно китайцы или японцы..они хоть сражались..проиграли в итоге.. вечнопотерпевших в Обители Тьмы не уважают (корейкам на заметку:)...
и
ипатийколорад
13 ноября 2021, 08:58
levenkool:), Корейка- это один из мясных продуктов,ваащета...
whyiamiinthere
13 ноября 2021, 02:42
И так совпало что все корейцы волею судьбы оказавшиеся на Сахалине родом именно из Южной Кореи.
sokolov.andr
13 ноября 2021, 03:22
Вся статья лишь затем, чтобы вставить "Советы захватили этот остров"?
Rumi Anta
13 ноября 2021, 06:47
sokolov.andr, статья-то из The New York Times, отсюда и утверждение, что Советы захватчики, потому что только СШП освобождают всех подряд по своему усмотрению.
Пт
Почти татарин
13 ноября 2021, 09:30
sokolov.andr, И Антошка на подхвате.
nsukhoj
13 ноября 2021, 12:47
sokolov.andr, а повнимательнее читать никак?
Д
Дикорос
13 ноября 2021, 03:42
Вообще да, есть сильная разница между русскими корейцами, выходцами из Приморского края, которые тесно были связанны с Россией задолго до второй мировой войны и между сахалинскими корейцами. Сахалинские корейцы держатся особняком и отличаются более высокомерным отношением по отношению к русским корейцам выходцами из приморского края и из средней Азии. С сахалинскими корейцами не всё так просто, как может показаться стороннему наблюдателю. Вообще существует стойкий миф что японцы многих корейцев насильно вывезли на Сахалин, но это не так. Были там конечно и ссыльные, но очень много корейцев добровольно приняли возможность переехать на Сахалин в поисках работы, преференций со стороны японской администрации пойдя на сотрудничество с японцами. Корейцы туда приезжали семьями с грудными и малолетними детьми потому что была возможность содержать семьи получая зарплату в шахтах и других работах как промысловых, так и на работах связных с поддержанием японской инфраструктуры, продвигаться по службе и японские имена очень помогали. Возможно поэтому сахалинские корейцы не захотели сразу же после окончания войны переехать в Корею(а такая возможность у них была), так как их могло ждать наказание и порицание, особенно в Северной. Кстати в южной Корее их бы тоже не встретили с хлебом и солью, а при выявлении фактов что они были из семьи коллаборантов то это было бы клеймом на семью. Жить с таким клеймом в Корее ох как не просто, где социальные нити, связи очень важны - можно легко скатиться на самое дно негласного корейского социального "рейтинга".
n
nik_anat15
13 ноября 2021, 09:12
освобождения для корейцев, приехавших на остров много лет назад в качестве разнорабочих и ставших при советской власти людьми без государства== Автор совсем ку-у? Гражданами какого государства были эти корейцы до Советов?
M
MichIs
13 ноября 2021, 10:28
[В конце Второй мировой войны этот остров захватили Советы,..] Если еврей не соврал то это не еврей. Красная Армия в 1945 году, тупой жид, не захватила (captured), а освободила (liberated ) Сахалин из под японской оккупации, длившейся с 1905 года. Наверное, этот порхатый внук мстит Советам за то, что его порхатому дедушке, режиссеру Марку, проклятые Советы не давали справлять его сионистскую нужду.
GreyCat
13 ноября 2021, 13:53
MichIs, он мстит, что его бедному еврейскому дедушке не дали вывезти из СССР золото, меха и прочее.
Gordon Freeman
13 ноября 2021, 10:49
Антоша, а ты не хочешь поплакать о судьбе оккупированных Гавайских острово? "12 августа 1898 года США аннексировали Гавайские острова. Более века коренные народы, населяющие этот цветущий архипелаг, пытаются добиться права на самоопределение, совершенно справедливо называя присутствие на Гавайях американцев оккупацией."
JustMan
13 ноября 2021, 11:09
Еврей Трояновский и его чушь о корейцах, которые живут и работают в Стране, где всегда были уважаемо и ценимы в отличии от его единокровных
kajahiv730
13 ноября 2021, 16:29
===«Я очень счастлива, — сказала госпожа Нисио на ломаном русском языке, готовясь к прощанию с Сахалином. — Потому что там родина, родина!»===ъ После 83 года жизни в России поговорить на ломанном русском это сильно...у нее с мозгами явно что-то не так...
v
vibbtwo
13 ноября 2021, 16:59
kajahiv730, Ну а что Вы хотите от 90-летней бабушки? :)
N
Nauru
14 ноября 2021, 01:28
Ни разу не встречал русских, казахских, узбекских корейцев, которые бы на ломаном русском говорили. Что-то тут не то...
dyma76
15 ноября 2021, 14:11
Вам по секрету, ментальность у них такая. Американцы жалуются на своих местных корейцев, что даже во втором поколении они не спешат учить английский, но как то живут. При этом, живя у себя в ЮК, они молятся на сша, мечтают хотя бы раз туда поехать, а если удастся остаться, то это жизнь удалась.
Эта статья опубликована более, чем 24 часа назад, а значит, она недоступна для комментирования. Новые материалы вы можете найти на главной странице.
Рекомендуем