Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Sasapost (Египет): княгиня Ольга — коварная и жестокая правительница, которая впоследствии стала первой русской святой

© CC0 / Public Domain Иван Акимович Акимов / Перейти в фотобанкКартина "Крещение княгини Ольги", 1792
Картина Крещение княгини Ольги, 1792 - ИноСМИ, 1920, 16.11.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доброта, терпимость и безоговорочная вера — качества, которые присущи «святому» человеку, напоминает Sasapost. Как же к лику святых могла быть причислена женщина, отправившая в мир иной тысячи людей? В статье рассказана историю «коварной и беспощадной княгини», добрые дела которой смогли перевесить злые на чаше весов.
«Не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань», — говорится в «Повести временных лет», наиболее ранней из дошедших до нас древнерусских летописей.
Если мы посмотрим в толковом словаре значение слова «святой», то увидим, что это человек, обладающий абсолютным совершенством, чистотой и божественным началом. Церковь причисляла человека к лику святых, если он совершал хотя бы одно чудо.
Доброта, терпимость и безоговорочная вера — качества, которые присущb «святому» человеку. Поэтому, когда я говорю, что приведенная выше цитата относится к княгине Ольге, правившей Киевской Русью, трудно поверить, что она стала святой! Вернее, она стала первой святой Русской Православной Церкви. Считается, что святая Ольга является покровительницей вдов и новообращенных христиан!
Чтобы узнать, как княгиня Ольга из коварной и жестокой правительницы превратилась в святую, отправляйтесь с нами в путешествие по Киевской Руси X века, на землях которой сегодня располагаются такие государства, как Белоруссия, Украина и Россия.
«Повесть временных лет»: княжение Рюрика, Олега и Игоря
История начинается с того, что в середине IX века славянские племена, населявшие этот регион, пригласили на княжение скандинавских викингов, называемых на Руси «варягами». Приглашение приняли трое братьев. Согласно «Повести временных лет», «сел старший, Рюрик, в Новгороде, а другой, Синеус, — на Белоозере, а третий, Трувор, — в Изборске. И от тех варягов прозвалась Русская земля». Через два года умерли Синеус и брат его Трувор. Рюрик же стал единовластным правителем, а Новгород — столицей Древнерусского государства.
После смерти Рюрика власть перешла к его дружиннику Олегу, который был еще и его родственником (и, по некоторым данным, шурином). Рюрик доверил ему не только свое княжество, но и своего сына Игоря. Олег расширил территорию Киевской Руси, приумножил ее богатства, а также заключил торговое соглашение с Константинополем, столицей Византийской империи.
Князь Олег умер, как и было обещано пророчеством. В «Повести временных лет» говорится, что князю предсказали смерть от его любимого коня. Олег, взбудораженный пророчеством, приказал заботиться и кормить коня, но не приводить животное к нему. Завоевав многие земли и заключив выгодные сделки, как, например, с Константинополем, Олег уверился, что с ним ничего не случится. Тогда князь справился о коне, который должен был его убить, но ему сказали, что конь мертв. Олег посмеялся над пророчеством и захотел повидать кости своего коня. Когда он приехал на то место, где лежали голые кости и череп коня, он еще раз посмеялся над пророчеством. Князь ступил ногой на череп коня, из которого выползла ядовитая змея и смертельно ужалила его в ногу. Князь Олег умер. Так исполнилось пророчество.
После Олега стал княжить Игорь, сын Рюрика. Игорь женился на варяжке по имени Ольга незадолго до того, как пришел к власти. Как и его наставник князь Олег, Игорь участвовал в военных походах, собирая дань с подвластных славянских племен и городов. Однако со временем Игорь почувствовал, что накопленных богатств ему недостаточно. Он увеличил размер дани, наложенной на соседние племена, но одно из племен, древляне, не смогло этого принять.
Отношения между древлянами и Киевской Русью были сложными: древляне участвовали в военных походах славян против Византии и платили дань предкам Игоря в знак уважения. После смерти князя Олега древляне отказались выплачивать установленную дань, но Игорь заставил их подчиниться.
Как говорится в «Повести временных лет», Игорь пошел к древлянам и насильно собрал с них дань, но на обратном пути он решил, что может взять с них еще больше.
Игорь приказал своей дружине идти в Киев, а сам с малой частью дружины вернулся к древлянам, желая большего богатства. Древляне же, услышав, что князь снова идет, держали совет с князем своим Малом: «Если повадится волк к овцам, то вынесет все стадо, пока не убьют его; так и этот: если не убьем его, то всех нас погубит». Древляне, выйдя им навстречу, убили Игоря и его дружинников, так как их было мало, а после вернулись в Искоростень.
Византийский историк Лев Диакон писал: «Древляне схватили Игоря около города Искоростеня и казнили его, привязав ногами к двум согнутым березам, которые, выпрямившись, разорвали тело Игоря на две части».
После смерти князя Игоря киевский престол перешел к его трехлетнему сыну Святославу, вместо которого первое время правила его мать — княгиня Ольга. Так началась история ее правления.
«Повесть временных лет»: об Ольге и ее жестокой мести
Княгиня Ольга решила отомстить древлянам за то, что те зверски убили ее мужа, князя Игоря. Сами же древляне послали к ней своих лучших мужей, чтобы сосватать ее за древлянского князя Мала. Они думали, что имеют дело с обычной женщиной благородных кровей, с которой могут делать все, что захотят. Древляне хотели не только освободиться от уплаты дани Киеву, но и управлять им.
Ольга, напротив, не была обычной благородной девицей, с которой можно делать все, что угодно. Поскольку месть — это блюдо, которое подают холодным, Ольга долго вынашивала свой план. Она попросила людей, посланных князем Малом, переночевать в своих ладьях, чтобы на утро воздать им причитающиеся почести. Пока гости спали, княгиня приказала выкопать великую и глубокую яму на теремном дворе, вне града. На следующее утро она послала за гостями, потребовавших нести их в ладье. Как только древляне увидели яму, они поняли, в какую ловушку попали, но было уже слишком поздно. Ольга приказала сбросить их в яму вместе с ладьей и засыпать живыми.
Но на этом она не успокоилась. Ольга послала князю Малу сообщение, что она пойдет за него замуж, но только в том случае, если он пришлет своих лучших мужей, чтобы те сопровождали ее в древлянские земли.
Мал, недолго думая, послал своих лучших мужей, стремясь произвести впечатление на киевскую княгиню. Когда же древляне пришли, Ольга приказала приготовить баню, чтобы те вымылись и отдохнули от тяжелого путешествия. Они, конечно, согласились. Когда древляне вошли в баню, Ольга повелела запереть за ними двери и поджечь.
  1. 1
    Страна.ua: украинский дипломат опозорил свою страну
  2. 2
    Medya Günlüğü: действительно ли христианство — осознанный выбор русских?
  3. 3
    Труд: христианство и ислам — столкновение неизбежно?
  4. 4
    NEW: обречена ли Русская православная церковь на фанатизм?
Древляне запросили пощады и предложили дать ей мед и меха в качестве дани. Ольга, казалось, смягчила свое сердце. Она согласилась помиловать древлян, но с одним условием: «Дайте мне от каждого двора по три голубя да по три воробья. Я ведь не хочу возложить на вас тяжкой дани, как муж мой, поэтому-то и прошу у вас мало. Вы же изнемогли в осаде, оттого и прошу у вас этой малости». Древляне с радостью удовлетворили ее требование, о чем впоследствии горько пожалели.
В «Повести временных лет» говорится: «Ольга же, раздав воинам — кому по голубю, кому по воробью, приказала привязывать каждому голубю и воробью трут, завертывая его в небольшие платочки и прикрепляя ниткой к каждому. И, когда стало смеркаться, приказала Ольга своим воинам выпустить голубей и воробьев. Голуби же и воробьи полетели в свои гнезда: голуби в голубятни, а воробьи под стрехи, и так загорелись — где голубятни, где клети, где сараи и сеновалы, и не было двора, где бы не горело, и нельзя было гасить, так как сразу загорелись все дворы. И побежали люди из города, и приказала Ольга воинам своим хватать их. А как взяла город и сожгла его, городских же старейшин забрала в плен, а прочих людей убила, а иных отдала в рабство мужам своим, а остальных оставила платить дань».
Это было не единственное «приключение» княгини Ольги. Когда ее сын Святослав, по обычаю своих предков, совершал набеги на окрестные города и племена, на Киев напали печенеги, взяв его в осаду. Ольга, оставшаяся править Киевом, перехитрила врагов, дождавшись возвращения своего сына и его великого войска.
Ольга приняла христианство в Константинополе
После того, как Ольга отомстила, она почувствовала, что пришло время отойти от мирских дел и обратиться к религии. Княгиня Ольга побывала в Константинополе в 957 году, где, по словам некоторых источников, приняла христианство. Ее крестил патриарх Полиевкт, а император Константин VII стал ее крестным отцом.
Безусловно, это был смелый шаг, учитывая, враждебность ее страны, культуры и религии к христианству. Обратившись в христианство, Ольга стала следовать моральному кодексу, верованиям и культуре, совершенно отличным от того, что было в Киевской Руси. Как правительница Киевской Руси, она использовала свою власть и богатство для осуществления миссионерской деятельности, открытия врачевален и оказания помощи бедным во имя Бога. Святослав, пришедший к власти после Ольги, отказался предавать религию своих отцов и дедов, но не запретил матери исповедовать новую религию.
Обращение Ольги в христианство не было напрасным — оно подготовило почву для утверждения христианства на Руси. Ее примеру последовал Владимир, сын Святослава. Он принял христианство и сделал его официальной религией Киевской Руси. Ольга умерла 11 июля 969 года, став первой святой Русской Православной Церкви.
К сожалению, останки княгини Ольги были окончательно утрачены в XVIII веке. Так закончилась история коварной правительницы, которая жестоко отомстила за смерть своего мужа, а после этого прислушалась к Слову Божьему.