Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Parlamentní listy (Чехия): Европа ведет себя нелогично и попытается свалить вину на Россию

Ярослав Штефец рассказывает об очень печальной роли Чешской Республики

© AP Photo / Sergei GritsРабота газокомпрессорной станции газопровода Ямал-Европа в Белоруссии
Работа газокомпрессорной станции газопровода Ямал-Европа в Белоруссии - ИноСМИ, 1920, 24.11.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Без поставок из России вся энергетическая система ЕС моментально развалится, заявил чешский военный аналитик Ярослав Штефец в интервью Parlamentní listy. Он предостерегает Европу от необдуманных шагов в отношении Москвы и вспоминает неприглядную роль, которую сыграла Чехия в ухудшении связей между странами.
Интервью с военным аналитиком Ярославом Штефецом (Jaroslav Štefec)
Parlamentní listy: В прошлом интервью вы говорили о том, что, в том числе, из-за столкновений на польско-белорусской границе возможен вооруженный конфликт между Россией и Североатлантическим альянсом. Этот риск по-прежнему сохраняется?
Ярослав Штефец: Риск снизился.
— Почему?
— Произошли некоторые события, в частности был сбит российский спутник, а затем Российская Федерация продемонстрировала несколько самолетов с ракетами «Кинжал». Кажется, речь шла о бомбардировщиках Ту-22 и ТУ-160 с крылатыми ракетами в области Средиземного и Черного моря. В момент, когда начала резко расти напряженность на границе между Украиной и Россией, Россия сделала интересный ход, продемонстрировав способность уничтожить в ответ центры командования и управления НАТО в Западной Европе.
— То есть, как вы предполагаете, Владимир Путин продемонстрировал свою силу?
— Да, Российская Федерация продемонстрировала свою силу.
— На эту тему мы уже говорили в прошлый раз и остановились на атомной энергетике. Вы сказали, что все взаимосвязано. Как именно?
— Во-первых, Европа ведет себя совершенно нелогично и под давлением Соединенных Штатов все больше отрывает свою энергетику от Российской Федерации. Европа старается создать такие условия, в которых она по сути вынудила бы Россию либо значительно сократить, либо полностью прекратить поставки энергоносителей в страны Европейского Союза. По-моему, это делается для того, чтобы руководство Европейского Союза получило возможность заявить, что все проблемы, которые возникли в энергетике в связи с нехваткой энергии, газа, топлива, а также возникнут в будущем с АЭС, — исключительно на совести Российской Федерации.
  1. 1
    Daily Express: вот откуда Европа получает газ. Все козыри — у Путина
  2. 2
    Sasapost: истинные причины конфликта между Россией и Европой раскрыты
  3. 3
    Читатели Le Figaro: хватит пугать нас «тенью Москвы над Европой». НАТО расширилась, а не Россия
— По-вашему, всю вину хотят свалить на Россию?
— Да, хотят, и Россию загоняют в такое положение, в котором в определенный момент ей не останется ничего другого, как начать вести себя рационально и показать, что она не готова выполнять международные обязательства любой ценой, когда ее шпыняют.
— То есть, с вашей точки зрения, Россия не имеет к нынешнему кризису никакого отношения?
— Практически никакого, поскольку Россия выполняет обязательства по всем договорам, подписанным с Европейским Союзом, и даже увеличивает поставки газа. Насколько мне известно, в течение нескольких прошедших недель объемы поставок газа увеличились, то есть Россия выполняет договоренности, но поскольку большинство стран отказались подписывать с Россией долгосрочные контракты и ориентируются на рынок энергоносителей Европейского Союза, а не на прямые договоренности с РФ о поставках газа, то есть они выполняют приказы Брюсселя, то, конечно, энергоносителей не хватает. Это касается как топлива, то есть газа, нефти и так далее, так и электроэнергии. (…)
— Насколько, по-вашему, велика опасность того, что газовые вентили на Востоке просто закроют? Недавно перестал поступать газ из Белоруссии, которая объяснила это неожиданным сервисным обслуживанием. Но ведь сейчас обострился конфликт между Белоруссией и Европейским Союзом. Возможно ли, чтобы вентили закрыли и люди в Европе и, в том числе, в Чешской Республике остались без тепла?
— Это маловероятно, поскольку лидеры стран-членов Европейского Союза и, в первую очередь, Германии понимают, что если это случится, то всем придется очень плохо. Начнутся протесты, и удержать общество в спокойном состоянии будет очень сложно, как и сохранить правопорядок. Отношения с Россией рассматриваются преимущественно с рациональной точки зрения. То, что происходит в Европе, на самом деле отражает отношения между Россией и Соединенными Штатами. А Соединенные Штаты, как и Чешская Республика, почти один из федеральных штатов, объединенных в Европе, входят в список не враждебных, а недружественных стран. Европейский Союз постепенно отходит от этого подхода, и в больших государствах, таких как Германия и Франция, постепенно на первый план выходит рациональный взгляд на отношения с Россией в свете того, что она выполняет все свои обязательства. От конфронтационного тона они постепенно отказываются.
Великобритания, которая была одним из главных носителей антироссийских настроений в ЕС, покинула ЕС. Она образовала союз вместе с Соединенными Штатами и Австралией, в котором звучит очень жесткая антироссийская риторика. Европа постепенно понимает, что осталась одна в условиях реального растущего кризиса, вызванного коронавирусом, мировой пандемией, а также медленным развалом системы глобализации, которая оказалась неустойчивой моделью. Разумеется, свою роль играет грядущая зима и те проблемы, которые могут возникнуть в связи с холодами у Европы, полностью зависимой от поставок российских энергоносителей (за редким исключением). Есть страны, располагающие собственной нефтью, и есть те, кто экспортирует энергоносители, в том числе в Чешскую Республику. Скажем, часть газа мы получаем из Норвегии. Но без поставок из России вся энергетическая система Европейского Союза моментально рухнет.
— Франция объявила, что намерена строить атомную электростанцию, и собирается пользоваться электричеством с АЭС. Настоящий переворот, если вспомнить прежние тенденции. Связано ли это с описанной вами ситуацией?
— Конечно. Атомная энергетика действительно может дать значительную степень независимости от таких источников, как газ и нефть, которые могут уходить как в Азию, так и в Европу — в зависимости от того, кто больше заплатит. Вспомните Соединенные Штаты Америки, которые перенаправили в другие регионы партии, первоначально обещанные Европе. США не выполнили своих обещаний и отправили энергоносители в Китай. Атомная энергетика — это реальный выход на ближайшие 50 — 80 лет, и у Франции есть возможности, доступ к африканскому урану. Кстати, Чешская Республика вносит тут свой небольшой вклад благодаря нашим зарубежным миссиям в Мали. Итак, у французов есть уран и специалисты, которые умеют строить АЭС, поэтому решение Франции логично.
— Это ее ответ на соглашение «Новый зеленый курс»?
— В значительной мере да, поскольку сейчас большие усилия прилагаются для того, чтобы отстоять атомную энергетику как чистый и экологичный источник энергии. Ведутся ожесточенные споры, что отразилось и на ходе саммита в Глазго. Думаю, атомная энергетика в итоге все-таки войдет в этот список, победит рационализм и АЭС продолжат работать, в том числе в Чешской Республике.
— Представители стран-членов и руководство Европейского Союза собрались, чтобы найти выход из энергетического кризиса, который стоит у нас на пороге. Цены летят вверх. Квоты на выбросы и торговля ими обсуждаются как одна из причин кризиса. После переговоров представители Европейского Союза заявили, что договорились о решении. Удовлетворил ли вас этот вариант, то есть обещание Европейского Союза обо всем позаботиться?
— Нет, поскольку Европейский Союз пока так не смог ни о чем позаботиться, в том числе о выходе из пандемии. Я не думаю, что «Новый зеленый курс» — тот путь, который приведет нас в прекрасное завтра. Напротив, это огромный шаг назад, который очень ухудшит жизнь людей в Европе.
— А ведь, помимо «Нового зеленого курса», есть еще более жесткая программа Fit for 55.
— Скажу так. Пока будут производиться пластиковые бутылки, пока логистика в Европе и в мире будет основываться на автомобильных перевозках и пока мы будем закрывать глаза на то, что пожары по всему миру выбрасывают в атмосферу больше углекислого газа, чем все промышленные страны вместе взятые, мы ни к чему не придем. И точно так же нельзя закрывать глаза на то, что климат в мире меняется вне зависимости от деятельности человека, и происходит это циклично.
Так что мы можем обсуждать «Зеленый курс», сокращение выбросов, автомобилей и так далее, но это не означает, что Европейский Союз ищет реальные пути сокращения выбросов и улучшения жизни граждан. Скорее ЕС придумывает все новые и новые ограничения, мешающие развиваться промышленности и жизни, но теперь это «развитие» называют устойчивым, хотя при этом делают все, чтобы жизнь становилась все примитивнее и сложнее для простых людей, которым приходится жить такой жизнью.
— Давайте в конце подведем итог. Что, по-вашему, нужно, чтобы предотвратить дальнейший рост цен на энергию и ее дефицит? Судя по тому, что вы сказали, вы видите выход в улучшении отношений с Россией, в отказе от эмиссионных квот и от таких соглашений, как «Новый зеленый курс» и Fit for 55?
— Конечно. Ответ на вопрос, можно ли улучшить ситуацию, улучшив отношения с Россией, звучит «да». Россия — европейская страна, а европейские страны вообще должны поступать рационально и сотрудничать друг с другом. Но вместо этого создаются условия для противоборства этих стран по чисто идеологическим причинам, и их делают внутриевропейскими врагами.
Следующий обязательный шаг — это отказ от квот на выбросы, поскольку они играют не ту роль, какая задумывалась. Квоты превратились в предмет спекуляции и значительно увеличивают цены на энергию, от чего страдают простые граждане. Это два.
Ну и, разумеется, я лично за то, чтобы мы значительно ограничили выбросы, чтобы мы на самом деле занялись проблемой выбросов углекислого газа в атмосферу и проблемой загрязнения природы вообще. Но к решению этих проблем точно не ведет тот путь, на который встал Европейский Союз с его двумя означенными программами. Нужно значительно сократить автомобильные перевозки, рационально пользоваться электричеством в транспорте, а не электрифицировать транспортные средства. И наши потребности в электроэнергии может удовлетворить атомная энергетика, а не ветряные фермы и солнечные электростанции. Конечно, также необходимо ограничить пользование пластиком в повседневной жизни.