Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Економiчна правда (Украина): какова роль ГТС Украины в системе энергетической безопасности ЕС

Економiчна правда: на Украине утверждают, что энергетическая безопасность ЕС не может полностью зависеть от российских газопроводов

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкГазовое оборудование в Украине
Газовое оборудование в Украине - ИноСМИ, 1920, 13.12.2021
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Украина должна сохранить не только статус страны — транзитера газа в ЕС, но и ключевого участника регионального партнерства по энергетической безопасности Европы, пишет «Економiчна правда». При этом «Северный поток — 2», утверждает автор, является геополитическим оружием, но доказательств этому не приводит.
Почему ЕС выгодно, чтобы Украина в дальнейшем оставалась ключевой страной — транзитером газа и какие реформы для этого уже проведены?
На саммите Украина — ЕС, прошедшем в октябре этого года стороны подтвердили роль Украины как стратегического партнера для транзита газа, в том числе — и после 2024 года. В совместном заявлении также было сказано о важности модернизации украинской ГТС и продолжении сотрудничества по усилению европейской энергетической безопасности.
Саммит происходил на фоне «газового ценового ралли» и энергетического кризиса, который, не в последнюю очередь, был спровоцирован Россией. Поэтому вопрос бесперебойного транзита газа возник не случайно.
Мы постоянно подчеркиваем, что газотранспортная система Украины — единственный надежный маршрут газа в Европу, который не контролируется «Газпромом». Смена этого маршрута может привести к дефициту газа в странах, расположенных в южном и восточном направлениях от хаба в Баумгартене (Австрия. — Прим. перев.) — Италии, Австрии, Словакии, Польше и на Балканах.
Развитие украинской ГТС и использование ее для транзита газа в Европу значительно снижают возможности для шантажа и манипуляций на рынке газа и обеспечивают диверсификацию поставок «голубого топлива».
Поэтому задача Украины — эффективно использовать этот инструмент для усиления позиций, как нашего государства, так и Европейского союза в «углеводородных конфликтах», парализующих континент.
Слухи о скорой «смерти» украинской газотранспортной системы, продуцируемые нашим северо-восточный соседом, являются просто очередным мифом российской пропаганды.
Сначала еще раз об анбандлинге: почему это было так важно
Украина является надежным и предсказуемым партнером ЕС в сфере транзита газа. Это в очередной раз было подтверждено в конце 2019 года. Тогда, в последние дни декабря, был подписан новый пятилетний контракт на транзит российского газа в Европу. Это стало победой украинской и европейской дипломатии, учитывая, что «Газпром» постоянно менял условия (и даже места) переговоров.
Достичь положительного результата мы смогли, в том числе, благодаря вовремя проведенному анбандлингу НАК «Нафтогаз Украины» в соответствии с требованиями Третьего энергетического пакета ЕС — разделение добычи газа от его транспортировки и сбыта, который преследует цель создания более прозрачных и конкурентных энергетических рынков в Европейском союзе.
Первого января 2020 года обособленное от НАК «Нафтогаз» ООО «Оператор газотранспортной системы Украины» (ОГТСУ) перешел к новому владельцу — АО «Магистральные газопроводы Украины». «Нафтогаз» перестал быть акционером оператора, превратившись в одного из его клиентов. Выполнение Украиной требований Третьего энергопакета в этой части лишает «Газпром» возможности ставить под сомнение независимость управления украинской ГТС и использовать это как аргумент для отказа от подписания контракта.
Анбандлинг «Нафтогаза» завершился по модели ISO (Independent System Operator) — от бывшего акционера были полностью отделены функции транспортировки вместе со всеми активами. Главным, из которых, конечно, является ГТС.
Знаковые события года для будущего ГТС
Двадцать восьмого июля 2021 года кабинет министров Украины принял постановление о передаче полномочий по управлению корпоративными правами, которые в уставном капитале АО «Магистральные газопроводы Украины» (МГУ) принадлежали государству, к министерству энергетики.
Передача полномочий в профильное министерство стала вполне обоснованной, поскольку это поставило газотранспортную систему Украины в единый контекст энергетической политики государства. Тринадцатого сентября акции МГУ были зачислены на счет министерства энергетики.
Осенью в работе АО «Магистральные газопроводы Украины» произошло еще одно важное событие. Пятого октября был назначен новый наблюдательный совет компании, сформированный по результатам прозрачного конкурса. Номинационным комитетом были отобраны кандидатуры Уберты Беттонвиль, Ирины Марушко, Яна Чадама. Представителями государства в наблюдательном совете АО «МГУ» министерство назначило Татьяну Федорову и Виктора Пинзеника.
Началом работы нового наблюдательного совета был ликвидирован «управленческой вакуум», образовавшийся в управлении газотранспортной системой Украины после того, как первого июня истек срок полномочий предыдущих независимых членов НС. Согласно условиям сертификации, МГУ владеет ООО «Оператор газотранспортной системы Украины», а наблюдательный совет МГУ выполняет функцию общего собрания ООО «ОГТСУ». Таким образом, МГУ несет ответственность за стратегические решения, касающиеся управления газотранспортной системой, а ОГТСУ — за операционное измерение эксплуатации ГТС.
Проведение конкурса на должности независимых членов наблюдательного совета АО «Магистральные газопроводы Украины», возобновление работы Номинационного комитета и назначение нового состава совета МГУ стали очередным важным шагом в реформе корпоративного управления, продолжением стратегического курса государства в направлении создания эффективных и прозрачных государственных предприятий на основе международно признанных управленческих стандартов.
Как это все между собой связано?
Стабильная работа украинской ГТС является критически важной для надежной поставки газа украинским и европейским потребителям. Деятельность газотранспортной системы имеет два измерения: операционное и стратегическое. Важны оба, впрочем — каждый по-своему. ООО «Оператор газотранспортной системы» фокусируется на текущей эксплуатации газопроводов. На том, что является важным «здесь и сейчас».
Вопросами стратегического развития ГТС будет заниматься наблюдательный совет управляющей компании «Магистральные газопроводы Украины», и поэтому так много внимания уделялось его формированию.
Соблюдение международных стандартов корпоративного управления при формировании наблюдательных советов крупных государственных предприятий, конечно, не дает стопроцентной гарантии их эффективности. Однако повышает эту возможность на порядки. Поэтому реформа корпоративного управления на госпредприятиях находится в фокусе внимания правительства и наших западных партнеров.
Следовательно, министерству энергетики как акционеру АО «МГУ» важно было увидеть, какими будут первые шаги нового наблюдательного совета. Станет ли формальное начало его работы одновременно хорошим управленческим стартом?
Старт состоялся. Сегодня, спустя два месяца после начала работы нового наблюдательного совета, можно отметить, что в сжатые сроки он смог решить ряд важных вопросов, находящихся в подвешенном состоянии около двух лет.
МГУ приняло решение о выплате дивидендов по результатам управления государственной ГТС за 2020 год, что позволило надлежащим образом выполнить договор купли-продажи доли в уставном капитале ООО «Оператор ГТС Украины».
Это обеспечило завершение анбандлинга ГТС от «группы Нафтогаз» в соответствии с Соглашением об ассоциации между Украиной и ЕС.
Сейчас наблюдательный совет МГУ концентрирует внимание на анализе выполнения инвестиционной программы, предусматривающей ряд проектов по модернизации украинской ГТС в течение регуляторного периода 2020-2024 годов. В рамках такого анализа принято решение о проверках некоторых проведенных и запланированных закупок.
Основой эффективности работы МГУ стала консолидированная позиция членов наблюдательного совета по ключевым вопросам, единство и беспристрастность в принятии решений. А именно это, помноженное на профессионализм, способно обеспечить необходимые достижения в будущем.
Риски, вызовы и пакет задач для МГУ
  1. 1
    РБК-Україна: уловка «Газпрома» оставит ГТС Украины без транзита
  2. 2
    Главред: Украина выдвинула Европе газовый ультиматум
  3. 3
    Главред: Европе нужен газ, и альтернатив Газпрому у нее нет
Новый наблюдательный совет АО «Магистральные газопроводы Украины» должен сфокусироваться на стратегическом развитии государственной газотранспортной системы и конкурентоспособности украинского транзитного маршрута. Пакет задач для руководства «Магистральных газопроводов Украины» выглядит так.
Украина должна сохранить не только статус страны — транзитера газа в Европейский союз, но и ключевого участника регионального партнерства по энергетической безопасности Европы. Наша позиция неизменна: «Северный поток — 2» является геополитическим оружием России, а общеевропейская энергетическая безопасность не может полностью зависеть от российских газопроводов.
МГУ должно обеспечить прозрачное управление и эффективное функционирование украинской ГТС, работать с международными финансовыми учреждениями над привлечением финансирования для реконструкции, с целью обеспечения ее соответствию новым стандартам углеродной нейтральности.
Благодаря мощностям газотранспортной системы, Украина также может сыграть значительную роль в декарбонизации европейской энергетики. Ведь Европа определила Украину как ключевого партнера в будущем развитии водородной энергетики. Сейчас исследуются все потенциальные возможности по использованию украинской ГТС для транспортировки водорода в Европу.
АО «Магистральные газопроводы Украины» является важной площадкой для разработки и реализации стратегии использования национальной газотранспортной системы в свете вызовов, с которыми сталкиваются Украина и Европа.
Профессионализм нового наблюдательного совета компании, его независимость в принятии решений и одновременно понимание долгосрочных интересов Украины является значительным рычагом для усиления энергетической безопасности государства и противодействия имеющимся энергетическим угрозам в газотранспортной сфере.