Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The National Interest (США): предсказала ли Мюнхенская речь Путина 2007 года украинский кризис?

© РИА Новости Сергей Гунеев / Перейти в фотобанкПрезидент России Владимир Путин во время выступления в Мюнхене. 11 февраля 2007
Президент России Владимир Путин во время выступления в Мюнхене. 11 февраля 2007 - ИноСМИ, 1920, 26.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Мюнхенская речь Путина стала важным дипломатическим предупреждением США и их союзникам о том, что терпению Москвы в связи с вторжением НАТО пришел конец, считает автор The National Interest. По его мнению, требования Кремля о гарантиях безопасности и отводе войск альянса от границ России могут стать финальным предупреждением.
Правительства стран НАТО и западные средства массовой информации крайне обеспокоены недавними требованиями президента России Владимира Путина к НАТО предоставить гарантии по ряду вопросов безопасности. В частности, Кремль хочет гарантий того, что альянс сократит масштабы своего военного присутствия в Восточной Европе и никогда не предложит членство Украине. Удивительно, но как содержание, так и тон позиции Москвы, похоже, удивили официальных лиц США и НАТО. Однако признаки того, что российские лидеры встревожены и разгневаны растущим вторжением НАТО в зону безопасности России, накапливались в течение многих лет. Действительно, Борис Ельцин жаловался на первый этап расширения НАТО, который привел Польшу, Чехию и Венгрию в альянс в 1998 году. Возражения Москвы становились все громче и настойчивее с каждой последующей провокацией.
Особенно резкое предупреждение прозвучало, когда Путин выступил на ежегодной Мюнхенской конференции по безопасности 10 марта 2007 года. Он прямо нацелился на идею, столь популярную в Соединенных Штатах в 1990-х и начале 2000-х годов, о том, что международная система стала однополярной, а Вашингтона - неоспоримой. “Как бы ни украшали этот термин, он в конечном итоге означает на практике только одно: это один центр власти, один центр силы, один центр принятия решения. Это мир одного хозяина, одного суверена".
Путин решительно отверг эту модель. Косвенно ссылаясь на военные интервенции под руководством США на Балканах и в Ираке, он заявил: "Сегодня мы наблюдаем почти ничем не сдерживаемое, гипертрофированное применение силы в международных делах, военной силы, силы, ввергающей мир в пучину следующих один за другим конфликтов". "И это, конечно, крайне опасно, — продолжил Путин. — И ведет к тому, что никто уже не чувствует себя в безопасности. Я хочу это подчеркнуть: никто не чувствует себя в безопасности!"
Однако именно тогда, когда он перешел от таких общих замечаний к обсуждению отношений России с НАТО, возражения и предупреждения Путина стали решительными. "НАТО выдвигает свои передовые силы к нашим государственным границам, а мы никак не реагируем на эти действия". Расширение НАТО, заявил он, "это серьезно провоцирующий фактор, снижающий уровень взаимного доверия. И у нас есть справедливое право откровенно спросить: против кого это расширение? И что стало с теми заверениями, которые давались западными партнерами после роспуска Варшавского договора?"
Саммит Украина-ЕС в Киеве - ИноСМИ, 1920, 26.01.2022
Aktuálně (Чехия): сомнения в НАТО рассеялись, но Европа не знает, что делать с украинским кризисомНАТО еще не изжила себя, а вот Европейскому Союзу хорошо бы заявить о себе, пишет Aktuálně. Для многих государств Альянс является важнейшей гарантией их безопасности, утверждает автор статьи. Однако даже если удастся с помощью демонстрации силы предотвратить вооруженный конфликт, Киеву потребуется политическая и экономическая поддержка. А именно в этом, по словам автора, ЕС разобщен.
После своей речи Путин столкнулся со шквалом в основном враждебных вопросов и замечаний. Один из участников из Германии олицетворял близорукий взгляд, доминирующий в западных внешнеполитических ведомствах. Что касается "вашей оценки НАТО, его расширения, которое Вы считаете опасным для России. Вы признаете, что расширение — это фактически не расширение, а самоопределение демократических государств, которые захотели пойти таким путем? И что НАТО затрудняется принимать государства, которые не изъявляют такой готовности? Вы могли бы признаться в том, что за счет расширения НАТО восточные границы стали более надежны, безопасны". Далее он утверждал: "Это стабилизирует соседей", подразумевая, что расширение НАТО на самом деле принесет пользу безопасности всем странам Восточной Европы, включая Россию. Такие невежественные комментарии олицетворяли официальную позицию правительств НАТО о том, что расширение альянса не было направлено против России. Таким образом утверждалось, что жалобы Москвы не обоснованы, поскольку у России не было причин для беспокойства по поводу присутствия НАТО на ее границах.
У Путина явно была другая точка зрения. "Что касается демократии и расширения НАТО. НАТО — это не универсальная организация в отличие от Организации Объединенных Наций. Это прежде всего военно-политический блок — военно-политический!" Более того, его опасения и возражения выходили за рамки простого расширения членства в НАТО. Его большие подозрения проявились, когда он спросил: "Почему обязательно нужно выдвигать военную инфраструктуру к нашим границам при расширении?"
Речь на Мюнхенской конференции по безопасности 2007 года должна была стереть все сомнения в том, считает ли Россия политику НАТО в целом и неумолимое продвижение альянса на восток, в частности, провокационными и угрожающими. Путин предупредил своих западных коллег о необходимости изменить курс. Оглядываясь назад, можно сказать, что это была последняя возможность избежать новой холодной войны между Западом и Россией. Однако в своей обычной рассеянной манере официальные лица США и НАТО выразили озабоченность по поводу якобы воинственного тона речи, который, по их мнению, не способствовал сердечным отношениям между Востоком и Западом.
Однако в частном порядке несколько более проницательных чиновников признали, что отношения с Россией складывались не очень хорошо. В своих мемуарах "Долг" Роберт Гейтс (Robert M. Gates), занимавший пост министра обороны в администрациях как Джорджа Буша-младшего, так и Барака Обамы, сделал несколько интересных признаний. "Когда я доложил президенту о своем мнении по поводу Мюнхенской конференции, я поделился убеждением в том, что с 1993 года Запад, и особенно Соединенные Штаты, сильно недооценили масштабы унижения России в результате поражения в холодной войне..." Тем не менее, даже эта резкая оценка, данная Бушу, не полностью отражает взгляды Гейтса на этот вопрос. "Чего я не сказал президенту, так это того, что, по моему мнению, отношения с Россией были плохо налажены после того, как Джордж Буш-старший покинул свой пост в 1993 году". Среди других ошибок — "соглашения США с правительствами Румынии и Болгарии о ротации войск через базы в этих странах были ненужной провокацией". В скрытом упреке Бушу-младшему Гейтс заявил, что "попытка вовлечь Грузию и Украину в НАТО действительно зашла слишком далеко". Этот шаг, по его словам, был примером "безрассудного игнорирования того, что русские считали своими собственными жизненно важными национальными интересами".
К сожалению, Гейтс был исключением из правил со своим реализмом. Вашингтон не только отверг жалобы и предупреждения Путина в Мюнхене, администрация Буша усилила свою провокационную политику. В следующем году Буш активизировал лоббистскую кампанию по вступлению Украины и Грузии в НАТО и попросил лидеров на ежегодной встрече НАТО на высшем уровне одобрить первый шаг — План действий по членству для обеих стран. К счастью, правительства Германии и Франции пришли к выводу, что такой шаг был слишком рискованным, что вынудило принять компромиссное коммюнике. Однако даже в этом компромиссном документе говорилось, что Украина и Грузия в конечном итоге станут членами НАТО.
Мюнхенская речь Путина стала важным дипломатическим предупреждением Соединенным Штатам и их союзникам о том, что терпению России в связи с вторжением НАТО пришел конец. Но в последующие годы западные (особенно американские) лидеры продолжали проскакивать через множество красных огней. Шокирующе бесцеремонные вмешательства во внутренние политические дела Украины в 2013 и 2014 годах с целью помочь демонстрантам свергнуть избранного пророссийского президента Украины были наиболее наглой провокацией, которая вызвала резкий рост напряженности. С тех пор ситуация неуклонно ухудшалась, поскольку Вашингтон поставляет оружие на Украину и относится к этой стране как к военному клиенту.
Мюнхенская речь Путина стала первым явным предупреждением о серьезных проблемах, которые могут возникнуть, если Запад не откажется от своей все более агрессивной позиции по отношению к России. И последние требования Кремля о гарантиях безопасности и отводе войск НАТО от границ России могут стать финальным предупреждением. Соединенные Штаты и их союзники загоняют Россию в угол, и это крайне неразумно, если цель состоит в том, чтобы избежать войны с хорошо вооруженной великой державой.
Тед Гален Карпентер, старший научный сотрудник по исследованиям в области обороны и внешней политики и главный редактор журнала National Interest, автор двенадцати книг и более 950 статей по международным делам. Его последняя книга – "НАТО: опасный динозавр" (2019).