Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

В НАТО обвинили Германию в предательской лояльности к России

Флаги Германии, России и ЕС - ИноСМИ, 1920, 27.01.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В минувшую среду на брифинге для журналистов официальный представитель правительства ФРГ Штеффен Хебештрайт заявил, что Москва является для Берлина важным торговым партнером, но не является союзником. По его словам, под союзниками в Германии понимают тех, кто "разделяет ценности" ("общее понимание демократии, основанного на законе государства и прав человека"). При этом Хебештрайт подчеркнул, что Россия и Германия тесно связаны друг с другом не только экономически, но и "находятся в контакте на многих других плоскостях". Берлин больше не считается надежным союзником?
Несмотря на подобную расстановку акцентов в российско-германских отношениях официальным Берлином, Германия все равно столкнулась со шквалом критики со стороны союзников по НАТО и Евросоюзу. В условиях растущего информационного противостояния с Россией западные СМИ упорно выдвигают на первый план российско-украинскую повестку дня, которая постепенно приобретает налет "антигерманской" направленности. Множество алармистских публикаций в ведущих СМИ сводятся к тому, что заинтересованность Берлина в экономическом сотрудничестве с Москвой и российским газе сводит на нет все попытки выработать коллективную позицию Запада по отношению к России. Так, The Wall Street Journal прямо называет Берлин ненадежным партнером для Вашингтона: Германия в ситуации противостояния с Россией якобы выбрала собственные интересы в ущерб трансатлантической солидарности. Претензий к правительству Олафа Шольца много: это и отказ Берлина от поставок летального оружия Киеву несмотря на настойчивые просьбы украинского руководства. Вместо этого Германия передаст Украине 5 тыс. военных касок, а также выступает в поддержку участия ЕС в проведении военной реформы на Украине.
Для сравнения: Киев просил у Германии военные корабли и современные системы противоракетной обороны (ПРО).
Вызывают недовольство союзников и упорные призывы со стороны правительства ФРГ различать экономические проекты и политические игры в отношении "Северного потока-2". Кроме того, Германия все время предлагает исключить из западных санкций ограничения в отношении российского энергетического сектора. Волну негодования вызвала блокировка Германией на фоне напряженных отношений с Россией передачи эстонским правительством Украине произведённых ещё в ГДР 122-миллиметровых гаубиц Д-30. Отказ Берлина экспортировать оружие на Украину (напрямую или через третьи страны) вызвал неприкрытое раздражение Вашингтона, уже накачавшего Украину оружием на сумму свыше 400 млн долл. Ряд парламентариев от Республиканской партии открыто обвинили Берлин в том, что там фактически "слили" Украину перед лицом "российской угрозы". Кроме того, ФРГ продолжает экономическое сотрудничество с Пекином, что действует на Вашингтон как красная тряпка на быка.

Тень на плетень? На восточном и северном флангах НАТО Германии не доверяют

Немалое раздражение внешняя политика Берлина вызывает и у европейских союзников. Так, министр обороны Латвии Артис Пабрикс заявил на днях, что "немецкие политики перестали понимать, что такое сдерживание [в отношении России]". "Я должен сказать, что блокада эстонских гаубиц для Украины воспринимается как позорная позиция во всех трёх странах Балтии, а также во всех странах Северной Европы. Мы считаем, что каждая страна имеет право на самооборону. Если вы запрещаете кому-то получать средства защиты, вы не поддерживаете мир, а как раз наоборот", — с негодованием отметил глава оборонного ведомства.
Ещё более острая реакция последовала со стороны Польши. Заместитель министра иностранных дел Шимон Шинковский вель Сенк заявил немецкому еженедельнику Die Zeit, что в Варшаве уже не уверены, кого сейчас поддерживает Германия. "В Польше и других странах Восточной Европы многие задаются вопросом, в какую игру на самом деле играет Германия в украинском конфликте", — подчеркнул польский дипломат. Польша ожидает "чётких сигналов" от Германии, среди которых должны быть отказ от "Северного потока — 2" и разрешение правительству Эстонии на поставку немецкого оружия Украине. "Мы находимся в особой ситуации. И в особой ситуации вы должны прибегать к специальным средствам. Именно поэтому мы ожидаем от правительства Германии решительных действий, а не затуманивания фактов", — резюмировал заместитель главы МИД Польской республики.

Берлин в поиске баланса между ценностями и интересами

Таким образом, вполне очевидно, что заставляет канцлера ФРГ Олафа Шольца делать заявления о том, что в случае эскалации "Москву заставят заплатить высокую цену за свои действия". В унисон ему звучит и заявление доставшегося партии Зеленых МИД ФРГ о том, что РФ "заплатит за вторжение на Украину высокую экономическую, политическую и стратегическую цену".
Но должного эффекта на союзников по Атлантике не произвели. И в Европе, и в США Берлин всё громче обвиняют в недостатке трансатлантической солидарности. В связи с ростом эскалации вокруг Украины и в отношениях по линии Россия-Запад Германия действительно оказалась в весьма затруднительном положении.
Открытие завода по производству легковых автомобилей Mercedes - ИноСМИ, 1920, 26.01.2022
Die Welt (Германия): страх немецких фирм перед новыми антироссийскими санкциямиНигде преприниматели так не боятся антироссийских санкций, как в Германии, рассказывает немецкая газета "Ди вельт". Это объясняется большими объемами двусторонней торговли. Тем не менее читатели в своих комментариях не сердятся на Россию. Они лишь надеются, что ее месть будет разумной.
Правительство социал-демократов вынужденно сейчас искать баланс между ценностями и интересами, — к вящему неудовольствию своих союзников по НАТО. Сейчас в Германии уже голосует то поколение немцев, которое лично не столкнулось с трагедией Второй мировой. Оно полностью принимает и разделяет чувство исторической вины и ответственности, но при этом не готово и дальше считать её вечной схимой. Нынешняя Германия не стесняется признавать у себя наличие собственных национальных интересов, причем в отношениях с Россией эти интересы все чаще оцениваются политиками в контексте интересов ЕС. А позиция ЕС в отношении России отличается очень острой критикой.
Тяготит немцев и усталость от обязанности быть вечным спонсором европейского банкета: где бы в Европе ни "рвануло", все автоматически рассчитывают, что платить так или иначе будут немцы. Независимо от того, идёт ли речь о финансовом, миграционном или внешнеполитическом кризисе. А Германии, безусловно, есть что терять в ситуации противостояния ЕС с Россией: министр экономики ФРГ Роберт Хабек озвучил, что страна на 55% зависит от поставок российского газа. По словам главы энергетического концерна RWE Маркуса Креббера, при любом обострении ситуации (в той или иной форме) цена на газ для потребителей неизбежно возрастёт, а в случае прекращения поставок российского газа Германии удастся восполнить его дефицит только через несколько недель. Неслучайно премьер-министр федеральной земли Бавария и лидер консервативного Христианско-социального союза (ХСС) Маркус Зедер на днях подчеркнул, что в сложившейся ситуации стремление свести процесс деэскалации к постоянным угрозам и все более жёстким санкциям в адрес России не является решением. Поскольку санкционная политика — это обоюдоострое оружие: антироссийские санкции мало того что уже давно продемонстрировали свою неэффективность (позиция России не сдвинулась) — они вредят ЕС ничуть не меньше, чем России.
Удастся ли Германии в итоге сохранить ориентацию на собственные интересы, несмотря на возрастающее давление со стороны союзников по НАТО? Ответ на этот вопрос даст только будущее. Как и на вопрос, готова ли страна в полной мере пользоваться своим стратегическим суверенитетом: от этого во многом зависит и будущее "стратегической автономии" Европы. О которой так много и охотно говорят в руководстве Евросоюза и которая остаётся до сих пор под большим вопросом. Особенно в условиях становящихся всё более очевидными отсутствия единства позиций и кризиса лидерства в ЕС.