Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Москва – Вашингтон: новая арена конфликта (Al Arabiya, ОАЭ)

© РИА Новости Ильдус Гилязутдинов / Перейти в фотобанкРоссийская атомная подводная лодка стратегического назначения проекта 955 "Владимир Мономах"
Российская атомная подводная лодка стратегического назначения проекта 955 Владимир Мономах - ИноСМИ, 1920, 04.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Какова сегодня польза от военных союзов и военных баз, если ситуация коренным образом изменилась, размышляет журналист Al Arabiya. По его мнению, открыта новая глава в глобальном вооруженном противостоянии: его ареной будет водное пространство. И российские подлодки у берегов США могут выполнять боевые задачи без помощи баз на суше.
Продолжающийся украинский кризис в очередной раз заставил задуматься о возвращении эпохи военных союзов, хотя после распада Советского Союза казалось, что они ушли в прошлое.
Пожалуй, объективным будет замечание, что тема прочности альянсов крупных держав не упускалась из виду на протяжении последних трех десятилетий, хотя и в различной степени. Например, США и Европа сохранили мощь НАТО, даже если между ними время от времени возникали разногласия. Как известно, некоторые из них были вызваны политикой определенных фигур, как это было в период президентства Дональда Трампа.
Процесс формирования альянсов не остановился на НАТО. Так, мы наблюдали появление AUKUS — союза между Соединенными Штатами, Австралией и Великобританией в области обороны после того, как австралийцы отказались от французских атомных подводных лодок в пользу американской альтернативы ("Вирджиния"). Это также стало причиной конфликта сторон.
Есть и политические союзы, как в случае с QUAD (Япония, Индия, США и Великобритания), с явной целью поддержки демократии и борьбы с авторитарными режимами, количество которых в мире значительно увеличилось в течение последних двух десятилетий.
Что происходило в Азии?
Разумеется, страны региона не остались в стороне от современной тенденции создания альянсов, пусть даже это ограничивалось идеологической мобилизацией, которую мы наблюдали на примере становления и подъема группы БРИКС с опорой на Россию, Китай и Индию и членством Южно-Африканской Республики и Бразилии.
Следует упомянуть также Шанхайскую организацию сотрудничества, ставшую хорошим началом для формирования российско-китайских альянсов. Они имели сугубо прагматический характер, так как существуют для конкретной цели, а именно противостояния американской экспансии на восточном направлении.
Ближний Восток не был и никогда не окажется вне зоны влияния споров и конфликтов. Напротив, он находится в эпицентре противостояния, несмотря на разговоры об американском желании уйти из региона и создании Москвой собственной зоны влияния в период президентства Обамы. Стороны борются за победу на арабской земле.
Еще один регион в мире, затронутый конфликтами, это Латинская Америка. На протяжении десятилетий, последовавших за Второй мировой войной, она была известна своими революционными движениями, нередко левого толка, благодаря чему находилась на орбите Советского Союза вплоть до его распада.
В этой связи возникает вопрос — может ли пробуждение интереса к политическим союзам обратить время вспять, после чего мир станет свидетелем увеличения числа военных баз по всему миру?
Возможно, данный процесс возник из-за стремления Америки подтолкнуть НАТО к расширению к российским границам, настаивая на присоединении к альянсу Украины и Грузии.
Другими словами, американские и европейские вооруженные силы продвигались вплотную к России, что являлось нарушением установленных ею красных линий. Это примечательно, поскольку Вашингтон поддерживает "доктрину Монро", то есть не позволяет кому-либо приблизиться к своей территории и угрожать геостратегическим интересам Америки.
К слову, сейчас много говорят о планах Москвы разместить военные базы в Венесуэле или на Кубе. Насколько вероятен такой сценарий развития событий?
Согласно единодушному мнению военных аналитиков, идея тыловых военных баз сыграла большую роль пять-шесть десятилетий назад, и мир оказался на пороге ядерной войны в 1962 году в результате кубинского ракетного кризиса. Тем не менее ситуация изменилась раз и навсегда. Каким образом?
Так, Москве больше не нужны военные базы рядом с вражескими странами. Причин тому несколько, включая финансовые затраты, обременяющие бюджет россиян.
Кроме того, военные базы заменило передовое вооружение типа крылатых гиперзвуковых ракет, нивелирующих фактор времени и дистанции, в дополнение к гигантским баллистическим ядерным ракетам с разделяющимися боеголовками.
Вопрос о военных базах больше не беспокоит россиян, особенно после появления подводных лодок и военно-морских подразделений, которые, оказавшись у берегов США, могут выполнять боевые задачи без помощи со стороны объектов на суше.
В настоящее время Соединенные Штаты обеспокоены российскими подводными лодками у восточного побережья США. Вблизи Нью-Йорка появляются российские атомные подводные лодки, которые могут быть вооружены ядерными ракетами. Москве ничего не стоит вселить в американцев ужас и лишить сна.
Русские дают американцам понять, что безопасность каждого окажется под угрозой, если они будут настаивать на размещении своих ракет на Украине или в Грузии.
Тем временем члены Конгресса призывают к отправке американских подводных лодок в Средиземное море, на Дальний Восток, к берегам России и Северно-Ледовитого океана.
Неужели открыта новая глава в глобальном вооруженном противостоянии, и на этот раз его ареной станет водное пространство?
Автор: Эмиль Амин