Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Энергетический фронт: как международные партнеры могут помочь Украине (Европейська правда, Украина)

© РИА Новости Стрингер / Перейти в фотобанкГазораспределительная станция "Нежухив"
Газораспределительная станция Нежухив - ИноСМИ, 1920, 10.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Энергетический кризис – один из вызовов, которые сейчас стоят перед Украиной, пишет "Европейская правда". Чтобы избежать его углубления, Киев должен приложить максимум усилий для сохранения транзита и бесперебойных поставкок газа, считает автор.
Ольга Белькова
Энергетический кризис существенно ослабит страну перед многочисленными угрозами по безопасности. И это – вызов, который стоит как перед Киевом, так и перед нашими международными партнерами.
При этом воплощение ни одной из этих задач невозможно без участия и сотрудничества с нашими международными партнерами и коллегами.

Сохранение транзита

С 2020 по 2024 год между украинской стороной и "Газпромом" действует транзитная сделка по принципу "ship or pay" ("качай или плати"), однако она не гарантирует физической транспортировки газа в Европу.
Украине же для обеспечения энергетической и национальной безопасности необходимы не только плата за качественное предоставление услуги, но и физические объемы транспортировки. Сохранение транзита на следующие десять лет объемом сорок-сорок пять миллиардов кубических метров в год является основной целью Оператора ГТС Украины (ОГТСУ).
Заявления от администраций США, Германии и ЕС о продолжении транспортировки газа по украинскому маршруту – оптимистичное стремление сохранения транзита, однако лишь подписание в ближайшее время нового соглашения о транзите сможет снять опасения Украины и недоверие к декларациям.
Для этого Оператор ГТС Украины продолжает сотрудничать с экспертами и должностными лицами в ЕС, информируя о возможностях нашей газотранспортной системы и рисках по другим обходным маршрутам.
Мы поддерживаем намерения политиков США, ЕС и отдельно Германии по введению санкций в отношении "Северного потока – 2". Однако уже сегодня ничто не мешает продлить соглашение.
Сейчас ОГТСУ как участник активно мониторит процесс сертификации "Северного потока – 2". Наша цель – не допустить манипуляций фактами и добиться соответствия газовых компаний европейскому законодательству, без исключений.

Открытие новых маршрутов импорта газа

Развитие украинского газового рынка диктует несложная формула – соотношение потребления газа Украиной (тридцать миллиардов кубических метров в год) до объемов добычи (двадцать миллиардов кубических метров в год).
Учитывая то, что Украина на треть остается импортозависимой, ОГТСУ ведет активную работу с международными партнерами над диверсификацией источников поставок газа и созданием новых маршрутов для физического импорта газа на Украину.
Из всех точек соединения между ЕС и Украиной (Польша, Словакия, Венгрия и Румыния) с учетом транзитных возможностей Словакия является наиболее значимой – приблизительно восемьдесят четыре миллиарда кубических метров в год в направлении Восток – Запад.
Газовый коридор состоит из четырех газопроводов одинакового диаметра, однако из-за снижения транзита через территорию Украины два из них фактически не используются. Перевод в реверсный режим одного из незадействованных газопроводов в направлении Запад – Восток (из Баумгартена на Украину) станет наиболее значимым изменением в существующей архитектуре транзита газа в Восточной Европе.
Это существенно повысит надежность газовых поставок на Украину и в Молдавию. Причем такие изменения не требуют новой инфраструктуры, их можно внедрить в течение нескольких месяцев, а не лет.
Польша – важный стратегический партнер Оператора ГТС Украины, с которым у нас имеется общий интерес: укрепление энергетической безопасности обеих стран и региона в целом.
Украина заинтересована в диверсификации источников поставок газа через доступ к LNG-терминалам в Польше. После ввода в эксплуатацию в Польше интерконнектора с Балтийскими странами, открытие которого ожидается в этом году, появится возможность получать газ с LNG-терминала в Клайпеде (Литва).
У польской стороны уже есть возможность получать газ из Норвегии, США, Катара и других стран, и это направление – уникальное для диверсификации источников снабжения. Для реализации этих возможностей необходимо содействие во внедрении гарантированных мощностей со стороны Польши, над чем работают обе страны.
Береговые объекты газопровода Северный поток - 2 в городе Любмин в Германии - ИноСМИ, 1920, 24.01.2022
Bloomberg (США): как война на Украине может повлиять на развитие энергетического кризиса в Европе?Европа получает из России около трети необходимого ей газа. Москва гордится статусом надежного поставщика, отмечает автор Bloomberg. Он разбирается, как гипотетическая война на Украине может усугубить энергетический кризис.
В направлении Венгрия – Украина нам уже удалось достичь значительных результатов. Соглашение между ОГТСУ и венгерским FGSZ позволяет физически транспортировать до восьми миллионов кубических метров природного газа ежесуточно (2,9 миллиарда кубических метров в год). Вместе с имеющимися двадцатью семью миллионами кубических метров суточной мощности из Словакии это увеличивает общий объем гарантированных возможностей для импорта газа на Украину до тридцати пяти миллионов кубических метров в сутки. Кроме того, открытие этого направления создает возможность для трейдеров организовывать поставки на Украину сжиженного газа из LNG-терминала в Хорватии (остров Крк).
Возможности для импорта СПГ могут быть еще более значительными в случае активизации Трансбалканского газового коридора.
Пропускная способность этого маршрута составляет двадцать семь миллиардов кубических метров в год, но он фактически простаивает, поскольку газовые потоки были отведены от него через обходные газопроводы "Газпрома" ("Турецкий поток"). Однако имеющаяся инфраструктура позволяет осуществлять двусторонний поток и транспортировку газа из Турции и Греции.
Для возобновления работы Трансбалканского маршрута мы нуждаемся в содействии со стороны наших коллег из Болгарии и Турции, в частности, речь идет о создании гарантированных мощностей в направлении Турция – Болгария с возможностью доступа третьих сторон. Также необходимо провести изменения в законодательстве наших партнеров из Молдавии в соответствии с Третьим энергетическим пакетом ЕС.
Все эти меры позволяют существенно укрепить энергетическую безопасность стран Восточной и Центральной Европы.

Новые возможности, которые предоставляет биометан

Переориентация на экологические виды топлива – это неотвратимый процесс эволюции в энергетической сфере. Однако если водород – перспектива будущего, то биометан – это прагматичный сценарий и самый выгодный вариант настоящего. Транспортировка этого экологического газа не требует строительства или модернизации газотранспортной инфраструктуры, он пользуется спросом в Европе и на Украине, учитывая исторически высокие цены на природный газ.
Биометан – это выгодный бизнес для многих украинских предпринимателей, важный ресурсный заменитель и реальная возможность для загрузки украинской ГТС без существенных инвестиций в ее модернизацию.
Но это новая отрасль, которая требует от украинских институтов регуляторной поддержки, а от наших международных партнеров – прямых инвестиций и содействия в обеспечении спроса на биометан из Украины.
Конечно, наибольшим риском для дальнейшей деятельности газотранспортной системы Украины являются колебания объемов транспортировки (в сторону уменьшения) или полная остановка физического транзита газа из-за независимых от украинского оператора обстоятельств.
Такая ситуация приведет к существенной дестабилизации всего региона и еще большему ценовому шоку как в ЕС, так и на Украине.
Указанные выше ключевые направления привлечения международной поддержки призваны минимизировать риски для Украины и Европы при всех возможных сценариях.
И главное взаимовыгодное условие развития и стабилизации европейского рынка газа – долгосрочное активное использование украинской ГТС для транзита газа в страны ЕС и удовлетворение потребностей внутреннего рынка с постепенным переходом на возобновляемые источники энергии.
Это – в общих интересах Украины и ЕС.