Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Репетиция морской блокады: Украина потеряет миллиарды, мировому рынку не хватит зерна (Апостроф, Украина)

© CC BY-SA 1.0 / Скатов / Перейти в фотобанкТерминал Трансинвестсервиса в порту Южный, Украина
Терминал Трансинвестсервиса в порту Южный, Украина - ИноСМИ, 1920, 16.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Российские военные корабли под предлогом учений перекрыли основные маршруты доступа к украинским портам в Черном море, пишет "Апостроф". Автор статьи утверждает, что если за этим последует "морская блокада", то она нанесет колоссальный ущерб экономике Украины. При этом есть риск и для глобальных рынков продовольствия. Москва утверждает, что каких-либо агрессивных планов у нее нет.
Если российские "учения" продлятся долго, последствия будут катастрофическими
Российские военные корабли под предлогом проведения учений перекрыли основные маршруты доступа к украинским портам в Черном море. Морская блокада, если она продлится месяц и более, нанесет колоссальный ущерб экономике Украины, так как более половины всего национального экспорта отправляется по морю. При этом есть риск и для глобальных рынков продовольствия, для которых наша страна является одним из крупнейших поставщиков. "Апостроф" выяснял, как волюнтаристские действия России влияют на экономику Украины и мира.

Поезд корабля не заменит

Объявленные Россией военные учения в Черном и Азовском морях, в ходе которых перекрываются практически все пути, ведущие в украинские морские порты, вызвали еще одну волну беспокойства. Практически нет сомнения, что данные учения являются репетицией полной морской блокады Украины в случае начала российского вторжения. Да и вопрос о том, будут ли открыты морские пути после окончания учений (официально они продлятся до 19 февраля), остается пока открытым.
Отсутствие возможности нормальной работы морского транспорта является серьезной угрозой для безопасности Украины. Национальная экономика ориентирована преимущественно на экспорт. При этом львиную долю отечественного экспорта составляют сырьевые товары – продукция агропромышленного комплекса и металлургии. Все они требуют огромных объемов перевозок.
"Морской транспорт является самым удобным и дешевым способом вывоза украинских экспортных товаров, - говорит доцент Киевской школы экономики Олег Нивьевский. - Через порты проходит около 60% украинского экспорта. Причем около двух третей из этого количества - зерновые и масличные культуры".
Импортные товары занимают гораздо меньшую долю в загрузке отечественных портов – около 20-25% от общих объемов перевалки грузов. Тем не менее, некоторые предметы импорта имеют ключевое значение для экономики страны.
"На сегодняшний день критически важен для Украины импорт угля для наших ТЭС, который приходит морем, - говорит бывший министр инфраструктуры Владимир Омелян. - Следует также помнить, что около половины бензинов и двух третей дизельного топлива сегодня поставляются в Украину из Белоруссии. И существует значительная угроза, что эти поставки будут перекрыты. Поэтому Украине придется срочно искать альтернативные источники поставок. И главный путь, которым можно получить дополнительные объемы горючего, - морской".
По словам Омеляна, в случае невозможности использовать морские пути, Украина окажется в очень сложном положении. Ведь у транспортной системы Украины нет достаточных возможностей, чтобы компенсировать потери за счет других видов транспорта.
"Можно, конечно, организовать перевозку отдельных наиболее критических групп товаров в западном направлении железнодорожным и автомобильным транспортом, – говорит экс-министр. – Но это не решит проблему полностью. Даже доставка в страну горючего в случае одновременного прекращения поставок из Белоруссии и перекрытия морских путей станет очень сложным логистическим вызовом для Украины.
Правда, российская сторона заявила что якобы в ходе учений морские пути не будут полностью заблокированы, и останется возможность прохождения судов в украинские порты. В частности, остается узкая полоса вдоль берегов Болгарии и Румынии, по которой вроде бы свободно могут проходить торговые суда. Но и здесь есть нюансы.
"Черноморские порты, осуществляющие перевалку большинства грузов, фактически заблокированы, - говорит Омелян. - В той полосе, которая сейчас осталась доступной для судоходства, могут проходить только суда со средней осадкой. А в „Южном‟ и Одессе преимущественно грузятся суда с большой осадкой. К тому же те полосы, которые остались свободными для мореходства, нужно дополнительно обследовать. Это приводит к задержке судов и, соответственно, ущербу для украинской экономики, который станет очень значительным в случае, если блокада продлится больше недели”.
Справедливости ради нужно отметить, что такое обследование проводится, и, как заявил министр инфраструктуры Украины Александр Кубраков, уже сейчас можно говорить о создании коридора, по которому суда могут следовать в порты Одесского залива. Уже известно, что в порт "Южный" по этому коридору прошел балкер MV Melia, являющийся судном класса Panamax.

Наценка за риск

Ущерб для Украины в случае прекращения морского сообщения обещает быть очень значительным. По оценке Олега Нивьевского, учитывая объем торговли морем, потери страны могут составить 25-170 миллионов долларов в день.
"Если украинским производителям удастся быстро перенаправить торговлю на другие направления, убытки будут приближены к нижней оценке, - считает эксперт. - Если же этого сделать не удастся, они будут в несколько раз выше".
Насколько приведенные размеры потерь могут быть ощутимы для Украины?
Месяц блокады обойдется для Украины в 0,75-5,1 миллиарда долларов. "Это составит около 0,48%-3,3% украинского ВВП 2020 года, - говорит Олег Нивьевский. - За три месяца блокады оценка будет соответственно 2,25-15,3 миллиарда долларов или 1,45-9 ,9% ВВП.
Однако, хотя на данный момент определенная возможность для движения кораблей в морские порты Украины сохраняется, предприятия уже несут убытки. Ведь у Украины нет собственного торгового флота, и морские суда для украинских товаров фрахтуются у зарубежных компаний. А владельцы морских судов, напуганные рисками, которые связаны с напряженностью на границах, все менее охотно совершают рейсы к украинским берегам.
"Ставки фрахта кораблей для украинских компаний уже выросли на 2-3 доллара за тонну, - говорит Олег Нивьевский. - Это, безусловно, оборачивается значительным удорожанием перевозок. Кроме того, как говорят моряки, полосы, оставленные россиянами для судоходства, настолько узкие, что в них не могут разминуться два корабля. Таким образом, если такая ситуация продлится долго, придется организовывать попеременно движение в одном и другом направлении. Это приведет к образованию очередей на концах коридора и простою кораблей, который также приносит значительный ущерб".
По мнению Владимира Омеляна, Россия вполне сознательно создает препятствия судоходству в Черном и Азовском морях с целью ослабить Украину и сломать ее сопротивление.
"В этих условиях правительство должно занимать жесткую позицию и отстаивать интересы Украины, - говорит эксперт. - Морская блокада противоречит документам ООН и по международному законодательству считается актом внешней агрессии. Соответственно, правительство должно задействовать все инструменты для противодействия. В частности, обращаться к правительствам других стран с требованием не принимать в своих портах суда с российскими грузами, а также добиваться введения первого пакета санкций против России. Как крайнюю меру, можно было бы организовывать конвои судов под охраной кораблей союзников, подобные тем, что пересекали Атлантику в годы Второй мировой. Однако на данный момент вряд ли они готовы к таким решительным шагам".

Мир без украинского экспорта

В нынешнем глобализированном мире проблемы одной страны не могут не отразиться и на других. Конечно, больше всего от проблем во внешней торговле пострадает сама Украина. Однако нехватка украинской продукции отразится и на ситуации в других государствах. Особенно на рынке продуктов питания. Ведь наша страна является одним из крупнейших в мире производителей и экспортеров зерновых.
В частности, в нынешнем маркетинговом году ожидается, что Украина произведет около 16% мировой кукурузы, около 11% пшеницы и 15% ячменя. Так что отсутствие этих товаров на мировом рынке быстро даст о себе знать.
Какими будут эти потери? По словам Олега Нивьевского, точных расчетов этой ситуации пока не существует. Однако есть аналогичные исследования, в которых оценивались процессы, которые могут произойти из-за неурожая вследствие резких климатических изменений. То есть, фактически оценивалась похожая ситуация, когда на рынок не поступит значительная часть ожидаемого урожая.
"Взяв за основу это исследование, можно приблизительно оценить, что означает потеря украинского зерна для мирового рынка, - говорит Олег Нивьевский. - Если экспорт пшеницы и кукурузы из нашей страны полностью прекратится, можно ожидать, что цены на пшеницу возрастут на 8,9%, а на кукурузу – на 9,2%. То есть эффект будет, и в нынешний период высоких цен дальнейший их рост даже на 10% – это немало".

Опасения страховщиков

Следом за морскими путями, проблемы возникли и в авиационном сообщении. И хотя здесь Россия не имела возможности физически перекрыть пути, некоторые компании утратили возможность совершать международные рейсы.
Военнослужащие 28-й отдельной механизированной бригады ВСУ - ИноСМИ, 1920, 31.01.2022
Forbes (США): закаленная в боях бригада защищает стратегический порт УкраиныОбозреватель Дэвид Экс в статье Forbes пишет, что у России может быть план захвата Одессы. Но, отмечает он, украинцы ясно дали понять, что не сдадут ее без боя. Автор рассказывает об учениях под Одессой по прикрытию участков морского побережья. Их цель – противостояние "возможной масштабной агрессии России".
Причина этого в том, что у украинских авиакомпаний, как правило, нет собственного флота, пояснил Владимир Омелян. Они арендуют самолеты на условиях лизинга у зарубежных компаний. И в последнее время, на фоне тревожных информационных сообщений, страховые компании отказываются страховать летающие в Украину суда, а лизингодатели не позволяют совершать своими самолетами рейсы в наши аэропорты.
"О существовании этих рисков было известно давно, - говорит Владимир Омелян. - В этой ситуации правительство должно было бы занять активную позицию. Активно контактировать с представителями международных страховых компаний, лизингодателей. Разъяснять, что многие авиакомпании совершают рейсы в Израиль, страны Африки, где даже не угрозы, а идет ежедневная война".
Однако, привычно считая, что все как-нибудь само устроится, правительство в этом направлении никаких действий не предпринимало. Только после того, как 12 февраля самолет украинской авиакомпании SkyUp, направлявшийся в Киев, был вынужден сесть в Кишиневе из-за того, что лизингодатель запретил ему заходить в воздушное пространство Украины, правительство активизировалось и срочно создало специальный фонд в размере 16,6 миллиарда гривен, предназначенный "для обеспечения безопасности полетов на Украине для страховых компаний, компаний-перестраховщиков, лизинговых компаний и авиаперевозчиков".
К счастью, это подействовало, и на сегодняшний день почти все полеты на Украину выполняются за исключением рейсов буквально нескольких авиакомпаний, в том числе нидерландской KLM. При том, что существовал большой риск того, что с 14 февраля украинское воздушное пространство полностью закроется.
Впрочем, напряженность у границ Украины сохраняется, и речь идет не только о военной составляющей. Понятно, что воздушная или морская блокада способны причинить нашей стране разрушительный ущерб.