Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

The Economist (Великобритания): как "Газпром" помогает Кремлю давить на Европу

© РИА Новости Виталий Тимкив / Перейти в фотобанкКомпрессорные станции "Казачья" и "Русская" в Краснодарском крае
Компрессорные станции Казачья и Русская в Краснодарском крае - ИноСМИ, 1920, 25.02.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
"Газпром" в полной мере демонстрирует свою преданность Кремлю, пишет The Economist. Он сдавливает Европу так, что "хрустят кости". Ему не страшны санкции, и даже угроза отключения России от SWIFT вряд ли приведет к разрыву связей с европейскими покупателями, считает автор статьи. Но ряд зарубежных экспертов предложил идею, как "отодвинуть" "Газпром" в сторону.
Читая сегодняшние деловые страницы, получаешь удовольствие от того, что они пишут об оживленной конкуренции. Но, если вести речь о суверенитете Украины, надо помнить об одной компании, крупнейшей в мире по добыче газа, которая занимается первым, а не вторым, причем очень активно. Принадлежащий российскому государству "Газпром" хорошо научился отстаивать как кремлевские, так и свои собственные коммерческие интересы. Это в полной мере относится к поставкам газа в Европу. Здесь он зачастую давит так, что хрустят кости. Но 22 февраля "Газпрому" самому пришлось хлебнуть этого горького лекарства, когда Германия заявила, что законсервирует трубопровод "Северный поток — 2". Это удар. Но он не остановит компанию, которая будет и дальше творить безобразия — и зарабатывать деньги.
Чтобы понять "Газпром", надо вспомнить, что это дитя холодной войны, появившееся на свет в 1989 году как преемник советского министерства газовой промышленности. Его босс Алексей Миллер руководит этой компанией с 2001 года, то есть, с тех пор как Путин встал у власти. Они сделаны из одного теста. Когда Америка в 2018 году ввела санкции против Миллера, он заметил: "Наконец, и меня включили. Значит, мы все делаем правильно". Западные инвесторы, покупающие акции "Газпрома" из-за хороших дивидендов, жалуются, что компания щедро тратит деньги на проекты, которые приносят выгоду государству, а не акционерам. Примером тому может служить план строительства в Санкт-Петербурге второго в мире по высоте небоскреба. А что касается смешивания политики и коммерции, то в основе модели ведения бизнеса "Газпрома" лежит монополия на экспорт трубопроводного газа, дающая немалую прибыль и обеспечивающая продажу газа россиянам по низким ценам. В стране холодных зим это выгодная компенсация для Владимира Путина.
Прелюдия последнего украинского кризиса — это классический пример того, как "Газпром" обслуживает государственные интересы, не забывая набивать собственные карманы. Его многолетние попытки обойти стороной Украину, являющуюся важным транзитным маршрутом для российского газа, привели к сооружению альтернативных трубопроводов, проложенных на север и юг Европы. Это усилит его переговорные позиции и рычаги воздействия, когда в 2024 году закончится контракт с Украиной. Такие усилия привели к тому, что европейские страны, который могут проиграть или выиграть от такой новой конфигурации, стали настраиваться друг против друга. Решение "Газпрома" лишь чуть-чуть увеличить поставки газа в Европу сверх законтрактованного объема на фоне резкого роста спроса логично с коммерческой точки зрения, ведь резкий скачок цен на наличный газ дал компании рекордные прибыли. Но наряду с этим стало ясно: Европа не должна воспринимать "Газпром" как нечто само собой разумеющееся. "Это соответствует его цели — держать европейцев в напряжении", — говорит Джек Шарплз (Jack Sharples) из Оксфордского института энергетических исследований.
Рабочий на газокомпрессорной станции Портовая - ИноСМИ, 1920, 24.01.2022
Сикорский: "Газпром" нас обыграл (Biznes Alert, Польша) "Газпром" обыграл польский PGNiG по всем статьям, заявил экс-глава МИД Польши Сикорский в интервью Biznes Alert. Варшава занималась диверсификацией поставок, чтобы заключить более выгодный договор с "Газпромом", отметил политик. Но действующее правительство повело себя рискованно и не учло реальной рыночной ситуации. Теперь расплачиваются польские потребители, добавил Сикорский.
После холодной войны европейские страны старались не обращать внимания на неприглядные стороны "Газпрома". Они попали в чрезмерную зависимость от его газа. В самом незавидном положении оказалась Германия, получающая из России около половины потребляемого в стране топлива. В этом плане особенно низко ведут себя некоторые газпромовские приспешники, скажем, бывший канцлер Герхард Шрёдер, занимающий руководящую должность в "Северном потоке". У бывших членов восточного блока, скажем, у Польши, таких иллюзий нет. Они знают, что "Газпром" может не только протянуть руку дружбы, но и взмахнуть дубиной. Эти страны также наиболее уязвимы, отмечает эксперт по российской энергетике Анна Микульска (Anna Mikulska), работающая в Институте Бейкера при Университете Райса. Крайний случай — это Украина, которой "Газпром" поставлял дешевый газ и предоставлял другие льготы. Потом он начал отключать ей газ и лишать привилегий в качестве наказания за ее дрейф в сторону Запада. Недавно таким же холодным душем окатили Молдавию.
Запоздало признав геополитический бандитизм "Газпрома", Германия решила остановить процесс сертификации проложенного из России по дну моря "Северного потока — 2", стоимость которого составила 9,5 миллиарда долларов. Это стало неприятной неожиданностью для "Газпрома". Трубопровод уже был остановлен по причинам юридического характера. "Газпрому" нужно, чтобы он заработал к 2024 году, чтобы оказывать максимальное давление на Украину, когда придет время продлевать контракт. Однако в тот день, когда прозвучало объявление о прекращении сертификации, котировки "Газпрома" выросли. Как говорит Алекс Комер (Alex Comer) из банка JPMorgan Chase, в ближайшие годы эта компания сможет зарабатывать больше денег без "Северного потока — 2", чем с ним, потому что дефицит газа в Европе будет способствовать повышению цен.
А поскольку зависимость Европы от "Газпрома" сохраняется, эта компания не очень-то пострадает даже в случае начала военной операции* на Украине. Если Россию отключат от системы межбанковских платежей SWIFT, к чему призывают некоторые западные политики, это вряд ли приведет к полному разрыву связей "Газпрома" с европейскими покупателями, которым так или иначе придется платить за поставляемый газ. Микульска и другие специалисты предложили одну идею, как можно отодвинуть "Газпром" в сторону. Речь идет о "газовом мосте" по аналогии с воздушным мостом в Западный Берлин, который был организован во время советской блокады 1948-1949 годов. Они предлагают экстренно поставлять в Европу сжиженный природный газ. Но надежд на это мало. Если будут разрушены трубопроводы на украинской территории, компания прекратит экспорт газа, но последующее повышение цен поможет ей решить проблему, особенно в условиях дефицита на рынке. И хотя Путин может перекрыть газовый вентиль в рамках проведения военной операции*, пока он предпочитает, чтобы европейские деньги продолжали поступать в его казну.
Что бы ни случилось, преданность "Газпрома" Кремлю кажется непоколебимой. Будучи верным слугой, он получает от режима необходимую поддержку, хотя другие любимчики президента, такие как нефтяной гигант "Роснефть", пытаются лишить "Газпром" монополии на трубопроводный экспорт газа.
Но такая стратегия первоочередной преданности Кремлю чревата опасностями. Чем больше клиенты "Газпрома" будут понимать, что приоритетом для компании являются не их интересы, а интересы Путина, тем больше они будут опасаться вести с ним бизнес. Европейские страны уже ведут разговоры о капиталовложениях в терминалы СПГ и в энергетику на возобновляемых источниках. Но хотя европейский газовый рынок развивается и переключается на альтернативы, растет спрос на газ в Китае, который уже жадно скупает и потребляет газпромовское топливо. При этом агрессивность Путина его не очень беспокоит. Но даже у Китайской коммунистической партии есть все основания задуматься о надежности и добросовестности "Газпрома", если он начнет слишком сильно сжимать в своих тисках Европу. Этот удав может в итоге поставить себя в очень сложное положение.
*в оригинале использовалось другое слово