Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Доллар: мировая валюта на нисходящей траектории? (Der Spiegel, Германия):

Денежные купюры и монеты - ИноСМИ, 1920, 15.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Доллар все чаще испытывает на прочность веру в него и рядовых граждан, и мировых финансовых центров, сообщает "Шпигель". Не пора ли доллару на покой? Автор рассказывает, как в начале XX века роль главной мировой валюты потерял британский фунт. Но если закат Британии стал следствием не зависящих от нее процессов, то сегодняшние США порой как нарочно ускоряют падение доллара.
Американский доллар — феноменальная валюта: что бы ни произошло, американские деньги не теряют своей доминантной роли в международной валютной системе. Так, во всяком случае, было до сих пор.
Пока что доллар — все еще мировой монетарный стабилизатор. Это одна из причин, почему Запад смог обложить Россию после начала спецоперации на Украине жесткими и всеобъемлющими финансовыми санкциями.
Однако есть некоторые признаки того, что доминирование доллара близится к концу. Прежде всего три фактора заставляют сомневаться в американской валюте:
Инфляция может серьезно поколебать уверенность мира в ценности доллара. Цены на потребительские товары в США поднялись за последнее время на 8 %, и тенденция к их росту сохраняется. Сейчас все будет зависеть от того, насколько решительно Федеральная резервная система США, выполняющая в стране функции Центрального банка, будет этому противостоять. (Следите за заседанием ФРС в среду).
Самое грозное оружие в арсенале антироссийских санкций — замораживание московских валютных резервов в других центральных банках. К подобному шагу пока не прибегли во всеобъемлющем масштабе. Если же в результате такого обращения с деньгами суверенной России возникнут опасения, что Вашингтон в любой момент может конфисковать валютные активы и других стран, такой подрыв доверия серьезно навредит доллару.
Экономико-политический "сдвиг тектонических пластов", вызванный событиями на Украине, быстро меняет расклад сил в финансовом мире. Власть смещается от продвигаемых США глобальных финансовых институтов к образованию новых блоков из суверенных стран с фрагментированными финансовыми рынками. Никого не удивит, если эти изменения отразятся и на валютном рынке.

Снижение статуса супер-валюты

Согласимся: дискуссии о снижении значимости американской супер-валюты ведутся уже более 50 лет. И для этого было достаточно поводов: в 1971 году развалилась Бреттон-Вудская система, состоявшая в том, что все другие мировые валюты вращались вокруг (тогда еще обеспеченного золотом) доллара как центральной звезды. С этого началась фаза "большой инфляции". Она закончилась, когда в начале 80-х годов ФРС экстремально повысила процентные ставки, чем вызвала смятение во всем мире. В 80-е годы США из мирового банкира превратились в самого большого на свете должника, однако и это не отразилось негативно на глобальном статусе их валюты. Но мир стал искать альтернативы доллару: в 80-е годы казалось, что благодаря экономическому подъему Японии иена обретет важное международное значение. В конце 90-х годов в лице евровалюты доллар впервые получил конкурента, который опирался на сопоставимую по мощи экономику.
Но смогли ли все эти процессы подорвать роль доллара? Не совсем.
Затем проблемы стали более заметными: глобальный финансовый кризис 2008 года зародился в финансовой системе США. В 2011 году рейтинговые агентства снизили оценку кредитоспособности США. Вашингтон утратил высшую оценку ААА, которой, например, Германия обладала всегда. Политическая поляризация в значительной степени парализовала Вашингтон, в результате чего правительство постоянно доходило до определенной законом верхней границы государственной задолженности и многие федеральные ведомства были вынуждены временно прекратить работу (объявить "шатдаун").
Несмотря на то, что президентство Дональда Трампа с 2017 года сопровождалось постоянными атаками на демократические институты Соединенных Штатов, в то время как стремительное превращение Китая в одну из ведущих держав мира поставило под вопрос уникальность Америки, доллар оставался монетарным центром мировой экономики.
Американский доллар — до сих пор ведущая валюта: она образует около 60% глобальных валютных резервов и международной задолженности, в долларах выдается 55% банковских кредитов по всему миру, более 40% валютных и торговых трансакций осуществляются в долларах.
Америку любят не все и не везде, но того же нельзя сказать о ее валюте. Евро в большинстве случаев — лишь валюта номер 2, причем со значительным отрывом, остальные валюты практически не играют никакой роли, о чем свидетельствуют данные Европейского Центрального банка.

Вспомнить о настоящем

До сих пор весь мир вкладывает свои деньги в доллары, прежде всего во время кризисов. Валюта Made in USA считается надежной гаванью и "последним оружием" в борьбе за сохранение ценности накоплений. За долларом стоит доверие к экономике США, к американским институтам и правовому устройству их государства. К этому добавляются сетевые эффекты, которые оказывают дополнительное стабилизирующее воздействие: доллар — валюта, которую можно использовать для создания резервов, инвестиций, финансирования и трансакций. Высоколиквидные валютные рынки всегда дают возможность совершать сделки в долларах с низкими издержками.
Все эти функции подкрепляют друг друга. Долларовый монетарный стандарт, сложившийся уже давно, не так-то просто заменить новым. Обычно смена валютного стандарта происходит лишь пару раз в жизни нескольких поколений. Последний раз это случилось после Первой мировой войны, когда британский фунт постепенно потерял свое доминирующее положение в мире. Утрате фунтом статуса мировой валюты предшествовал относительный упадок Британской империи. В одно время с упадком британцев шел и противонаправленный процесс в других странах: конкуренты Британии крепли в экономическом и военном отношении, в особенности США и Германский рейх. Тем не менее фунт и банки Лондона еще какое-то время оставались финансовым центром мира.
Но давайте вспомним о настоящем. Где мы находимся сегодня? Остается ли доллар кризисной мировой валютой?

Медленное ниспадающее движение

Замораживание активов Центрального банка России вполне способно поколебать веру в доллар как резервную валюту. Более того: таким образом пострадают и все другие международные функции доллара. Как торговая валюта он уже утратил распространение. Торговые обороты в других валютных зонах (ЕС, Китай) сейчас более значительны, чем в США, и сделки совершаются там все чаще в евро и других валютах. Многие центральные банки вот уже несколько лет пытаются диверсифицировать свои резервы. Золото играет в этом процессе определенную роль, хотя продать его бывает нелегко, так как рынок золота не особенно ликвиден, в отличие от американских государственных облигаций (treasuries). Этот медленный отход от доллара может ускориться из-за санкций против российского ЦБ.
Конечно, дискуссии о том, не навредит ли использование доллара в качестве оружия статусу резервной валюты, велись еще при реализации анти-иранских санкций при Трампе. Однако объем санкций против России беспрецедентен. Соответственно у стран с большими валютными резервами возникает вопрос, надежно ли защищены их активы в ФРС (и других западных центральных банках, участвующих сейчас в антироссийских санкциях). А так как некоторые их этих стран — мягко говоря — не являются образцовыми демократиями, то эти опасения вполне оправданы. Страна, обладающая самыми большими валютными резервами сегодня, — это Китай. Саудовская Аравия и другие эмираты Персидского залива также имеют солидные резервы в долларах.
Необходимо разработать правила для новых валютно-политических санкций. Иначе миру грозят разброд и произвол. При каких условиях будут накладываться санкции на центральные банки? При каких условиях их будут снимать? Об этом в конфликте с Россией никакой ясности нет. Но санкции должны быть привязаны к условиям, к требованиям. Эти требования должны быть такими, чтобы их выполнение изменило поведение находящейся под санкциями страны в желаемом направлении. В общении с противником, изображающим из себя непредсказуемого, Запад обязан быть предсказуемым.
Пока доллар пользуется тем, что ему нет реальной альтернативы. У евро нет институционального фундамента, золото недостаточно ликвидно, юань еще даже неконвертируемый, не говоря уже о том, что он не подкреплен правовым характером государства. Криптовалюты — лишь теоретическая опция, потому что у них нет "души денег" (по выражению главы Банка международным расчетов Агустина Карстенса), то есть они не пользуются доверием государственных институтов. Но: цифровые валюты быстро развиваются, чему способствуют сами центральные банки. Это инновации, способные изменить всю финансовую систему.

Брать пример с Советского Союза?

Ситуация усугубляется намечающимся расколом мира на блоки. Похоже, что Китай собирается создать свою собственную зону влияния. Если недоверие к доллару станет слишком большим, Китай может разработать альтернативные расчетные инструменты. Ведь даже Советский Союз создал в своей зоне влияния собственную псевдо-валюту ("переводной рубль"), чтобы производить расчеты за поставки внутри Совета экономической взаимопомощи (СЭВ).
Дело осложнятся еще и продолжающейся инфляцией. Никто не будет заинтересован в резервной валюте, если та не будет более или менее стабильной. Поэтому ФРС должна постараться взять под контроль динамику цен в стране.
В конечном итоге финансирование всей американской экономики зависит от статуса доллара. То, что Соединенные Штаты могут годами увязывать баланс текущих статей с дефицитом государственного бюджета, то есть в структурном смысле жить не по средствам, возможно только потому, что половина мира готова одалживать Америке деньги под низкие проценты. Бывший французский министр финансов Валери Жискар д’Эстен сетовал в 60-е годы на то, что Америка пользуется "исключительной привилегией". Различные кризисы и войны, случившиеся потом, мало что изменили в этом положении.
Но это не значит, что так будет всегда.