Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

"Электронная почта молчит, новых запросов нет": туризм готовится к очередному непростому лету (Дневник, Болгария)

© CC BY-SA 1.0 / nfobgvПляж в Болгарии
Пляж в Болгарии - ИноСМИ, 1920, 18.03.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В этом году Болгария потеряет около полумиллиона туристов, пишет "Дневник". Туриндустрия знает, что летом можно не ждать россиян, украинцев, белорусов. Кроме потери потенциальных отдыхающих, ожидания операторов подкосили также высокие цены на энергоносители и целый ряд продуктов. Сезон будет очень сложным, говорят отельеры.
Татяна Димитрова
В каждом сегменте туризма в Болгарии ситуация одинаковая: электронная почта молчит, новых запросов нет, только единичные отмены – у кого-то больше, у кого-то меньше. Так туроператор описывает ситуацию в преддверии нового летнего сезона.
Ожидался насыщенный сезон, приближающийся (на 90%) к показателям последнего доковидного года – 2019. Однако все это обнулилось после начала военных действий на Украине. Кроме того, огромный скачок цен на энергоносители, за которым последовал рост цен на ряд продуктов, требует пересмотра цен на отдых.
Похоже, лето окажется вновь "в руках" болгарских туристов. И правительство, и бизнес считают, что Болгария должна убедить всех в том, что здесь туристов ждет спокойный отдых.

Прогноз невозможен

Как только ситуация на Украине захватила новостную ленту, в соцсетях стали шутить, что коронавирус больше неинтересен и пандемия внезапно исчезла. По иронии судьбы, примерно так и выглядит ситуация в туристической отрасли.
Затухание волны омикрона и заявления экспертов о том, что, возможно, это будет конец пандемии, вселили в туриндустрию надежду на то, что все во многом вернется на свои места. Теперь же туриндустрия знает, что украинцев летом можно не ждать. Как и россиян – после того как Москва объявила Болгарию недружественной страной и полеты были ограничены из-за санкций. Туристов из Молдавии и Белоруссии тоже ждать не стоит.
Согласно официальной статистике, в последний нормальный год (2019) из России и Украины в общей сложности прибыло 760 тысяч туристов, в прошлом году – почти 300. Данные по Белоруссии и Молдавии Национальный статистический институт (НСИ) не опубликовал. По приблизительной оценке сотрудников туриндустрии, этим летом можно потерять около полумиллиона туристов.
"Сезон будет исключительно сложным. Хорошо было бы хотя бы приблизиться к уровням 2020 года", - заявила Эвелина Пулева, отельер, туроператор и заместитель председателя Туристической палаты Бургаса. По ее словам, даже если в ближайшее время военные действия закончатся, туристов из России, Украины и Белоруссии не будет. Единственным исключением, по ее словам, могут быть россияне, владеющие недвижимостью в Болгарии.
Спад ожидается и со стороны Румынии, в последние годы зарекомендовавшей себя как ведущий рынок, но также обеспокоенной близостью к Украине. Это наблюдалось и в прошлом месяце на туристической выставке в Бухаресте, где интерес был крайне низким. Одновременно с началом военных действий перестали поступать запросы из Чехии и Польши, где год назад в Варшаве было открыто специальное туристическое представительство.
Пока все надежды Южного Причерноморья на болгарских туристов, а также на туристов из Германии и Великобритании. Туроператоры этих стран пока не делали отмен, но постоянно спрашивают, как обстоят дела.
Наряду с проблемами, вызванными пандемией и спецоперацией на Украине, теперь приходится повышать цены из-за подорожания электроэнергии. Цены вырастут на 20-25% по сравнению с прошлым годом и вряд ли на этом остановятся, считает Эвелина Пулева – с каждым месяцем ее коллегам приходят все более высокие счета. Также повысятся расходы на питание и трансферы. Отельер советует болгарам бронировать отдых заранее по более привлекательным ценам.
В этом смысле повезло гостевым домам и квартирам, а вот крупные гостиницы оказались в критическом положении – их заполняют крупные туроператоры, сейчас занимают всего несколько номеров, и нет экономической логики в том, чтобы включать все системы огромного отеля – сейчас на отопление, а летом на охлаждение: "Нет смысла открывать отель на 1000 мест, если занято всего 100".
Жители соседних стран, куда правительство намерено перенаправить национальную рекламу, а также болгары могут заполнить дома и квартиры, однако положение крупных турбаз остается незавидным.
"Никто не может дать прогноза. До 23 февраля ожидался сильный туристический сезон. Все Южное Причерноморье обеспокоено. Государству нужно посылать за границу больше положительных сигналов о том, что здесь спокойно, однако мы не можем сказать, что в отрасли все хорошо", - отмечает Пулева.
Автозаправочная станция - ИноСМИ, 1920, 17.03.2022
Lidovky (Чехия): чешские министерства экономят на дизельном топливе и бензине. Минобороны сокращает потребление, Минздрав запретил топливо премиум-классаВласти Чехии недавно призвали граждан меньше ездить на автомобилях, пишут Lidovky. Страна очень зависит от поставок российский нефти. Автор статьи рассказывает о том, как министерства и ведомства отреагировали на этот призыв и как экономят топливо большие города.

Туризм на паузе

"Сейчас самое срочное – объявить Болгарию безопасной страной", - считает Илин Димитров, председатель Туристической палаты Варны и председатель парламентского комитета по туризму.
"Мы ожидали, что объем будет всего на 10% меньше, чем в 2019 году. В этом году зимний сезон прошел в два раза лучше, дела шли отлично", - заявил Димитров.
В графу "полный ущерб" вошли туристы не только из России и Украины, но также Белоруссии, Молдавии и частично Румынии. В последние годы румыны были самой большой группой иностранных туристов и отдавали предпочтение северному побережью Черного моря.
Как представитель правящей коалиции Димитров заявил, что были предприняты быстрые меры, и цифровая реклама уже перенаправлена в соседние страны, а также в Польшу и Германию.
Большое внимание уделяется немецкому рынку, запланированы переговоры с предприятиями, перевозчиками (такими как Lufthansa), а также политические визиты. Причина – чувствительность этого рынка к вопросам безопасности. Кроме того, на немецком канале была показана карта, на которой территория Румынии была отмечена как Болгария, что произвело соответствующий негативный эффект.
Для туристов из Румынии ведутся работы по обеспечению "зеленых коридоров", т.е. снятию коронавирусных ограничений.
"Наша цель — серьезно укрепить существующие рынки, чтобы компенсировать ожидаемую потерю около полумиллиона туристов", - заявил Димитров. Самой большой потенциальной проблемой может стать начало боевых действий в Черном море. "Сейчас вся Европа ждет, как же будет развиваться спецоперация". По его словам, болгарский рынок продолжит лидировать этим летом, за ним следует румынский.

Рейсы запланированы, но будут ли они

Планируется, что чартерные рейсы начнут выполняться в середине мая, но будет ли так в действительности, никто не берется предсказывать. "Массовых отмен бронирований нет, но и новых не поступает", – так описывает ситуацию Калин Сутев, представитель одного из крупнейших немецких туроператоров — DER Touristik Deutschland, в который также входит компания ITS. По его словам, пока он рассчитывает на то, что военные действия закончится в обозримом будущем и рынок восстановится.
Запланированные чартерные рейсы, на которые в госбюджете этого года предусмотрены субсидии в размере 35 евро на занимаемое место, изначально составляли 85% от обычного для нормального (допандемийного) года. Поздней осенью, с началом волны омикрона, программа полета была сокращена до 65%. Затем было еще немного запросов и застой.
По словам Сутева, изначально активное поступление запросов на отдых в Болгарии из Польши и Великобритании дает надежду, что они не отменятся, а туристы из Германии "прибудут в последнюю минуту". На данный момент неизвестно, когда на самом деле начнется сезон.
По его наблюдениям, у конкурентов Болгарии – Греции, Турции и Испании – в этом году бронирований больше, чем в прошлом. "Мы надеемся, что конфликт скоро закончится, ситуация в Европе нормализуется, а люди успокоятся".

Люксовых клиентов не будет

Как и ожидалось, и среди туристов, предпочитающие высокий уровень сервиса, преобладает чувство страха и незащищенности, а Болгария, похоже, кажется им страной на передовой.
"Все смотрят на происходящее одинаково, неважно, отдых какого класса предпочитают. Ситуация не кажется многообещающей, несмотря на недавние прекрасные показатели", - отметает Даниэла Стоева, менеджер агентства, принимающего иностранцев для культурного туризма и член правления Ассоциации болгарских туроператоров и турагентств (АБТТА).
По ее словам, ожидался хороший сезон, хотя и далекий от результатов 2019 года: "Мы ожидали, что в этом сезоне будет подъем, а уже на второй день спецоперации получили первый отказ. И не только на конкретную запланированную поездку, но и на публикацию рекламы отдыха в Болгарии в популярном швейцарском издании". Как объяснили, в данной ситуации рекламировать Болгарию бессмысленно.
Стоева, заместитель министра туризма в последнем служебном правительстве, отметила, что на протяжении многих лет на туристических выставках Болгарию представляют вместе с Россией, Украиной и другими странами, в то время как Албанию и Северную Македонию – вместе со средиземноморскими направлениями. По ее словам, нужно изменить представление о стране, и если по летнему туризму Болгарию нельзя причислить к средиземноморскому региону, то культурный туризм в Болгарии можно ассоциировать с Грецией и странами южной Европы.
Она добавила, что в отличие от пандемии, охватившей весь мир, сейчас затронуты несколько стран, в том числе Болгария. С начала года негативное влияние коронавируса начало спадать и с расчетом на то, что это будет его последняя волна, запросов стало больше, началось даже планирование на следующий год – как в нормальное время. Однако сейчас все это забыто, доминирует страх военных действий.
По оценке Стоевой, даже если боевые действия фактически прекратятся в течение месяца-двух, это может положительно сказаться на морском туризме. У культурного туризма другая сезонность, активность наблюдается с апреля до середины июля, а затем осенью. Уже есть отмены поездок, запланированных на июнь. "Таким образом, культурный туризм страдает больше всех, как и из-за пандемии".
Как отмечает Стоева, сигналы о росте цен и экономической неопределенности особенно будут влиять на туристов из Германии. Накладываются ограничения, при которых поездки не относятся к предметам первой необходимость, хотя уставшие от пандемии люди хотят больше путешествовать. "Туристы, у которых нет экономических проблем, и они планировали поездки в Болгарию, теперь легко могут выбрать любое другое направление – не только в южной Европе, но и во всем мире".