Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Решение финской компании Nokian Tyres продолжить производство под Санкт-Петербургом вызвало активную критику в соцсетях, пишет Tekniikan maailma. Председатель правления фирмы, у которого большой опыт сотрудничества с Россией, в интервью изданию говорит, что в нотациях в его адрес очень много двойной морали.
Мирва Хейсканен (Mirva Heiskanen)
"Сейчас нам часто читают мораль. Где были все эти слова, когда мы решили выйти на российский рынок?" — удивляется Юкка Хиенонен (Jukka Hienonen) из Nokian Tyres.
"Эти нравоучения сильно удручают. Конечно, задним умом каждый крепок", — говорит председатель правления Nokian Tyres.
Речь идет о решении компании продолжить производство под Санкт-Петербургом — и о критике действий компании. По мнению Хиенонена, в нынешней ситуации у производителя шин неважные перспективы — и в нотациях в его адрес очень много двойной морали.
"Легко критиковать до тех пор, пока тебя это не касается. Любой человек, не являющийся держателем акций Nokian Tyres, может кричать: „Прекратите там работать, залижите раны, подсчитайте потери“. Легко говорить, когда речь идет не о твоих деньгах, когда это somebody else’s money", — говорит Юкка Хиенонен в интервью по телефону.
"А когда потери уже начинают сказываться на том, сможете ли вы в дальнейшем пользоваться автомобилем, отапливать свой дом, или когда в процесс вмешивается ваш работодатель — сразу начинаются совсем другие разговоры. Тут очень много двойной морали".
60-летний Юкка Хиенонен раньше работал генеральным директором авиакомпании Finnair и строительной компании SRV. У него большой опыт сотрудничества с Россией — он не раз начинал и завершал бизнес в стране. В 1980-е годы он работал представителем компании Kaukomarkkinat в Москве, позже привел универмаги "Стокманн" в Россию. Хиенонен был председателем правления "Стокманна", когда компания окончательно покинула Россию.
Электропоезд Аллегро - ИноСМИ, 1920, 29.03.2022
Allegro прекратил рейсы — и телефон финского предпринимателя стал разрываться от звонков: "Для некоторых пассажиров это стало неожиданностью" (Uusi Suomi, Финляндия)Скоростные поезда Allegro перестали курсировать между Хельсинки и Санкт-Петербургом, и для финского предпринимателя, занимающегося грузовыми и пассажирскими перевозками, это означает рост числа клиентов, пишет Uusi Suomi. Он говорит, что после прекращения рейсов Allegro телефоны его фирмы стали разрываться от звонков.
Юкка Хиенонен начал работать в правлении Nokian Tyres весной 2020 года — тогда же к своим обязанностям генерального директора приступил Юкка Мойсио (Jukka Moisio). Тогда как раз начался коронавирусный кризис — но в целом компания была в хорошем состоянии, и шины ее производства покупали многие финны. В тестировании издания Tekniikan Maailma шины Nokian Tyres показали себя очень достойно.
Одним из предметов гордости Nokian Tyres является завод под Санкт-Петербургом. Ежегодно он производит 17 миллионов шин, примерно 70% продукции компании. Эти шины приносили компании примерно 200 миллионов евро в год.
24 февраля, когда Россия начала спецоперацию на Украине, жизнь изменилась и для Nokian Tyres. Финские компании Fazer и Valio заявили, что уходят из России. Nokian Tyres сообщили, что остаются.
— Почему вы решили продолжить работать в России?
"Хороших альтернатив сейчас в России нет", — говорит Хиенонен.

"Кто согласится такое провернуть?"

"Я работал в трех фирмах, которые решили уйти из России. Даже в спокойной ситуации на уход из страны требуется по меньшей мере три года, и эти компании были гораздо меньше Nokian Tyres. Для крупной компании, занимающейся производством, это очень тяжелое бремя".
Деятельность фирмы и руководство обременены в России многочисленными договоренностями: договоры аренды, кредиты, договоры с персоналом и чиновниками. На то, чтобы уйти из страны постепенно и с соблюдением всех правил, с продажей фирмы кому-нибудь другому, уйдут годы. В нынешней ситуации вообще сложно сказать, сколько именно.
"Договоренности не разрывают только потому, что кто-то кричит в социальных сетях, что „все это неэтично“ и „нам не нравится то, что мы видим“. Нам тоже не нравится то, что мы видим на Украине, но вот так просто уйти не получится".
По словам Юкки Хиенонена, вполне вероятно, что завод стоимостью в миллиард евро перешел бы какому-нибудь олигарху, местной фирме или российскому государству за бесценок. Технику и запчасти из России сейчас вывозить нельзя.
Аутлет-деревня Царь (Zsar) в Финляндии - ИноСМИ, 1920, 22.03.2022
Iltalehti (Финляндия): российские клиенты исчезли из финского аутлет-центра "Царь" — "Ситуация ужасающая"В 2018 году в Ваалимаа — пункте пропуска на финско-российской границе — открылся торговый центр "Царь". Сейчас он погряз в долгах, сообщает Iltalehti. Там практически не было посетителей из России во время пандемии коронавируса, говорит руководитель ТЦ. А теперь трудно сказать, как на работу аутлет-деревни повлияет ситуация на Украине.
"Даже колесные диски".
Бюрократия и евро кажутся чем-то незначительным, когда на войне погибают люди. Неужели нельзя просто закрыть двери завода на щеколду и уйти?
В России преднамеренное банкротство является преступлением, за которое руководство может понести уголовную ответственность, отмечает Юкка Хиенонен. "Кто из местных или иностранцев согласится такое провернуть, если из-за такого шага можно загреметь в тюрьму на десять лет?"
Он считает лучшей стратегией для Nokian Tyres продолжать производство шин для легковых автомобилей. Ведь будучи в российской собственности завод наверняка производил бы шины для военной техники.
Многие финские фирмы все же объявили об уходе из России. Как же им удастся это сделать?
"Мало кто может себе представить, что это за процесс на самом деле. Многие, заявившие о своем уходе в самом начале спецоперации, на самом деле еще не ушли. Они готовятся к тому, чтобы уйти, но все еще продолжают платить зарплату персоналу, чтобы не потерять сотрудников. Они смотрят, к чему это может привести... Всегда нужно думать и о том дне, когда „пушки замолчат“. Россия ведь никуда не денется".
По словам Хиенонена, торговой компании уйти значительно легче, нежели промышленной.
Кроме финской компании, шины в России также производят такие крупные фирмы, как Pirelli, Bridgestone, Michelin, Continental, Yokohama Rubber и Titan International. Большинство из них приостанавливают производство в России. Однако объемы их производства незначительны в сравнении с Nokian Tyres. Компания Pirelli производила около семи миллионов шин ежегодно, остальные компании — еще меньше.
Возможно, Nokian Tyres тоже придется приостановить деятельность в России. Уходить из страны тяжело, но и находиться в ней тоже может быть непросто.

"На такие компромиссы мы не готовы"

Спецоперация Путина изолировала Россию. Западные санкции очень суровые, экономика и рубль рухнули. Многие западные компании больше не продают России свою продукцию и не ввозят ее.
— Как же Nokian Tyres будет работать в России, Юкка Хиенонен?
"Это еще один вопрос, на который мы не знаем ответа. Мы каждый день подстраиваемся под новую ситуацию".
— Какова ситуация сейчас?
"Пока мы получаем сырье, в нашу работу не вмешался ни один чиновник. Нехватки компонентов мы не ощущаем. Есть поставщики, которые сотрудничают с нами в целом — но не с нашими российскими заводами. Мы соблюдаем санкции и уважаем наши отношения с партнерами, которые выстраивались десятилетиями".
— Придется ли вам перейти на сырье похуже?
"На такие компромиссы мы не готовы. У нас несколько поставщиков. Но мы готовимся к тому, что с поставками могут начаться проблемы. Они, конечно, возникнут, производить шины станет сложнее".
— Как производятся денежные операции?
"Нашими денежными операциями занимаются западные банки. Две трети российских шин отправлялись за рубеж. Если мы не сможем продать шины, произведенные в России, то нам придется уйти".
По словам Хиенонена, закрытие завода считается обоснованным, если продолжение работы невозможно или невыгодно компании.
"Если возникнут проблемы с деньгами или продукцией, никто не сможет потребовать от нас продолжить производить шины. Ситуация непредсказуемая. Завтра мои слова могут стать устаревшими, ситуация может измениться в любой момент".
— Могут ли транспортные компании отказаться от перевозок в Россию и из России, а поставщики — от продаж?
"Такой риск есть. Но санкции не влияют на эти процессы, так что большинство наших поставщиков пока с нами сотрудничают".
Продажа продуктов финского производителя молочных продуктов Valio - ИноСМИ, 1920, 15.03.2022
Выход финских компаний из России — дело непростое: "Местное руководство может попасть за решетку" (Ilta-Sanomat, Финляндия)Финские компании, которые намерены завершить работу в России, столкнулись с проблемой, пишет Ilta-Sanomat. В последние недели Москва активно принимает законы, которые должны усложнить выход иностранных предприятий из страны. Компании, планирующей уход, теперь необходимо крепко подумать над тем, чтобы местные сотрудники не попали при этом за решетку, рассказывает автор статьи.

"Аплодисменты были громкими"

"Важно помнить, что как бы нас ни критиковали в соцсетях, что, мол, как вы можете, ваши руки в крови — никто в Европе или Америке не постановил, что на производство шин в России надо наложить санкции", — отмечает Юкка Хиенонен.
Он понимает всеобщую взволнованность из-за ситуации на Украине и моральные противоречия, с которыми сейчас связана работа в России.
"Это ужасно тяжелая для нас ситуация в моральном, юридическом и экономическом плане, и ответов на все эти вопросы у нас нет. Но я знаю, что ответ не может быть настолько простым — собрались и пошли. Согласно законам акционерных обществ, правлению компании всегда нужно продвигать интересы компании".
Юкку Хиенонена поражает, что многие вдруг забыли, как они относились к деятельности Nokian Tyres в России несколько месяцев назад или год назад.
"Нас сейчас сильно критикуют — например, говорят, что мы не соблюдаем стандарты экологического, социального и корпоративного управления. Где были все эти слова, когда мы решили выйти на российский рынок? Когда завод принял такое решение около 20 лет назад, демократическое развитие России выглядело совсем иначе. Аплодисменты были громкими. Им все нравилось: как замечательно, что вы строите завод на крупном рынке".
Прямо перед нашим интервью Хиенонен подсчитал, что Nokian Tyres выплатили в период с 2006 по 2020 год дивиденды более чем на 2,2 миллиарда долларов.
"За эти15 лет мы произвели в России около 150 миллионов шин. Наша продукция блестяще себя показала на конкурсах и при тестировании. Мы выступили как достойный работодатель и партнер. Сейчас эти нравоучения очень печалят. Все точно знают, что нужно было делать в прошлом, но ведь решения принимаются с учетом текущей ситуации".
Пока европейцы вынуждены покупать российские нефть и газ. Пока альтернатив нет, будут использовать российские энергоносители.
"В этих вопросах очень много двойной морали. Люди даже не замечают противоречий. Находиться в стране, которая проводит такую спецоперацию — моральная дилемма и для нас, но ведь еще месяц назад ситуация была другая. Не говоря о том, какой она была тогда, когда мы пришли в Россию".
Юкка Хиенонен говорит, что нынешние события невозможно было предугадать заранее.
"Я занимаю пост председателя правления уже два года, Юкка Мойсио столько же находится на посту генерального директора. Мы должны поступать в нынешней ситуации мудро. Если смотреть в будущее, то нам, очевидно, надо расширяться за пределами России. Это было понятно и раньше, поэтому у нас появился новый завод в Америке, который мы можем развивать".
Компания Nokian Tyres собирается инвестировать в новое производство в Европе, говорит Хиенонен. Это может быть покупка фирмы самостоятельно или с партнером, покупка производства у другой фирмы — или строительство нового завода. На строительство нового завода уйдет не меньше трех лет, с покупкой компании эти процессы можно ускорить.
"Все имеет свою цену. На этом этапе мы инвестировали в американский завод в Дейтоне 360 миллионов долларов, но пока там завершен только первый этап строительства".

Нестабильность в России только продолжает нарастать

"Наверное, сейчас кто-то надеется, что завод удастся получить бесплатно, и что он мог бы замечательно продолжить работу. Но завод может попасть не в самые добрые руки. К тому же завод мог бы нанести урон рынку и продавать шины за полцены в страны, которым они подходят".
Однако бизнес-эксперту трудно представить мир, в котором торговые отношения в какой-то момент не возродятся.
"Один из важнейших вопросов — закончится ли когда-нибудь действие санкций? Как мы сможем от них отказаться, если доверие подорвано настолько сильно? Не знаю, чего здесь больше — политики, истории или бизнеса. Сложная ситуация".