Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Может ли Болгария оказаться офшором из-за санкций против России

Урсула фон дер Ляйен - ИноСМИ, 1920, 22.04.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
В Болгарии кипят страсти по вопросу оказания военной помощи Украине и почти не обсуждается другая важная тема: как страна будет обеспечивать выполнение антироссийских санкций. "Капитал" в попытке дать ответ на этот вопрос отмечает, что в Болгарии нет законов, карающих за нарушение международных санкций. Может быть, страна станет офшором?
Иван Христов
С конца февраля ЕС ввел ряд дополнительных "ограничительных мер в связи с действиями России против Украины" - дополнение к Регламенту Совета, принятому в 2014 году в связи с "аннексией Крыма и войной на Донбассе". Санкции затрагивают российские финансы, оборону, энергетику, авиацию, российские СМИ, товары и технологии, конкретных юридических и физических лиц (запрет на въезд, замораживание активов и т.д.), а ряд банков был выведен из системы SWIFT.
За последнее десятилетие количество санкций, введенных ЕС, значительно увеличилось (почти 50 секционных режимов в 35 юрисдикциях), что побудило ЕК призвать страны-члены Союза принять меры для обеспечения их соблюдения на национальном уровне. Ряд стран приняли специальные законы, предусматривающие штрафы и даже тюремное заключение за нарушение международных санкций. Эти законы часто охватывают ограничения, налагаемые Организацией Объединенных Наций, а в некоторых случаях и Соединенными Штатами.
Однако Болгария не в их числе. Отсутствие таких законов и даже базовой информации о том, как должны действовать предприятия, банки, госслужащие и граждане в комбинации с традиционной благосклонностью спецслужб могут превратить Болгарию в зону, защищенную от санкций, наложенных на Россию западным миром.
Этот пробел стал очевиден после того, как в 2021 году ряд болгар, в том числе депутат от ДПС Делян Пеевски, были подвергнуты санкциям в соответствии с законом Магнитского. Тогда правительство попыталось ввести санкции подзаконными актами, но суд дал понять, что решить этот вопрос можно только законодательными изменениями.

Единственный запрет - оружие

Единственная норма в болгарском законодательстве, предусматривающая наказание за нарушение санкций, есть в Уголовном кодексе – ст. 233 предусматривает до 6 лет лишения свободы для всех, кто без соответствующего разрешения или лицензии "вывозит, ввозит, передает, перевозит" и т. д. оружие, предметы или технологии двойного назначения, если эти действия "нарушают запреты, ограничения или санкции, введенные ЕС, Советом Безопасности ООН, Организацией по безопасности и сотрудничеству в Европе, указанные в акте Совета Министров или вытекающие из международного соглашения, стороной которого является Республика Болгария". В более тяжких случаях наказание составляет до 8 лет лишения свободы, в менее серьезных – только штраф.
Статья УК, принятая 15 лет назад, никак не затрагивает каких-либо сделок, финансовых операций, ввоз-вывоз сырья и т.д. в нарушение санкций.
Встреча главы МИД РФ С. Лаврова и верховного представителя ЕС Ж. Борреля
Европейские санкции против ЕвропыЕвросоюз пытается повлиять на политический курс России с помощью санкций, но результат может оказаться прямо противоположным, пишет "Печат". Ограничения могут привести к политическим потрясениям в самой Европе. Российский народ готов к жертвам и лишениям ради защиты государства и национальных интересов. А вот насколько к этому готовы граждане ЕС, большой вопрос.

С кем вести бизнес?

Все персональные санкции (список политиков, их родственников и российских олигархов) также распространяются и на юридических лиц. Формулировка, что санкции ЕС запрещают сделки "в пользу лица, находящегося под санкциями (прямо или косвенно)", создают двусмысленность, однако в некоторых странах ЕС эту фразу толкуют более чем однозначно. Так, например, счета дочерней компании подсанкционного олигарха в Польше были заблокированы, а электричество и вода на подконтрольных ему объектах отключены. По аналогии болгарские банки, поставщики услуг (электричество, вода, отопление, телекоммуникации), а также подрядчики (например, арендодатель офисов, в которых находится рассматриваемая компания) должны бы прекратить отношения с подсанкционным лицом. Однако, учитывая, что им не грозят никакие санкции, если они этого не сделают, то вряд ли это произойдет.

А как с этим на Западе?

В Румынии предусмотрены штрафы от 2 тысяч до 6 тысяч евро, а также отзыв лицензии (на срок от 1 до 6 месяцев или бессрочно), в некоторых случаях нарушение санкций считается преступлением. В Словакии штрафы составляют от 132 тысяч до 1, 659 миллионов евро для юридических лиц и от 1 тысячи до 66 тысяч евро для физических лиц, нарушение санкций также может быть квалифицировано как преступление. В Венгрии нарушение обязательства блокировать активы или нарушение экономических, коммерческих или финансовых санкций карается сроком от 1 года до 5 лет. В Австрии также преследуется (до двух лет тюрьмы) любой, кто совершает запрещенную сделку или оказывает услуги на сумму более 100 тысяч евро.

Что нам делать?

В долгосрочной перспективе решение Болгарии не обеспечивать соблюдение санкций ЕС на национальном уровне может стоить ей проблем в отношениях с Брюсселем, а также с некоторыми другими странами – отсутствие контроля может сделать страну местом "маскировки" происхождения подсанкционного капитала.
Беда в другом – кажется, государство ничего не делает для того, чтобы объяснить гражданам и бизнесу, как их затронут эти санкции. На страницах Минэкономпрома, Болгарского Национального Банка и Государственного агентства национальной безопасности (ДАНС) нет ни пояснительной информации, ни раздела вопрос-ответ.
Незнание не безобидно, поскольку может поставить под угрозу болгарские компании с подрядчиками в странах, в которых есть законодательство, регулирующее несоблюдение санкций на национальном уровне, если они имели отношения с лицом, находящимся под санкциями, или связанной с ним компанией.