Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Россия доминирует в цепочках поставок в сфере атомной энергии – и Западу необходимо принимать меры уже сейчас, чтобы в будущем обрести независимость

© РИА Новости Павел Лисицын / Перейти в фотобанкБелоярская АЭС в Свердловской области
Белоярская АЭС в Свердловской области - ИноСМИ, 1920, 24.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Россия доминирует в поставках технологий для атомной энергетики, сообщает CNBC. На Западе хотели бы отказаться от российского экспорта в этой сфере. Согласно докладу Центра изучения глобальной энергетической политики, так просто сделать это не получится.
Катерин Клиффорд (Catherine Clifford)
Специальная операция России на Украине заставила многие страны по всему миру начать процесс постепенного отказа от российской нефти и природного газа.
Подобные разговоры ведутся сейчас и в области атомной энергетики, поскольку Россия доминирует в глобальных цепочках поставок технологий в сфере ядерных реакторов, о чем говорится в новом докладе Центра изучения глобальной энергетической политики при Колумбийском университете, который был опубликован в понедельник, 23 мая.
В 2021 году в мире насчитывалось 439 действующих ядерных реакторов, при этом 38 из них – в России, а еще 42 реактора построены с использованием российских ядерных технологий. Кроме того, в конце 2021 года еще 15 ядерных реакторов находились на этапе строительства с использованием российских технологий.
Решение о том, насколько той или иной стране удастся сократить или вовсе избавиться от зависимости от России в области ядерных технологий, будет зависеть от ее потребностей.
Если в стране все еще нет ядерных реакторов, она сможет уже сейчас принять решение не заключать никаких контрактов с Россией. В докладе говорится, что в вопросе поставок вполне подходящими альтернативами могут стать Соединенные Штаты, Франция, Южная Корея и Китай.
Если в стране уже работают российские модели ядерных реакторов – ВВЭР, – тогда она, вероятно, все же зависит от России в вопросе техобслуживания и запчастей. (ВВЭР – это водо-водяной корпусной энергетический ядерный реактор с водой под давлением.) В этом случае страна может обратиться за помощью в ремонте к американской электротехнической компании "Вестингауз" (Westinghouse), головной офис которой находится в Пенсильвании.
Кроме того, не стоит также забывать и о топливе. Для ядерных реакторов таким топливом служит обогащенный уран.
Согласно опубликованному докладу, на долю России приходится примерно 6% от общего количества урана, добываемого ежегодно. Это достаточно незначительный объем, который можно будет легко компенсировать, если другие страны увеличат добычу.
Однако уран не поступает из шахт напрямую на ядерные реакторы. Сначала он должен пройти процедуру конверсии и обогащения, и только потом его можно будет использовать в качестве топлива в ядерном реакторе.
Уборка пшеницы в Омской области - ИноСМИ, 1920, 24.05.2022
Нет нефти. Нет газа. Нет хлеба. Как это "нет"?Европейцы совершенно не осознают реальных последствий санкций ЕС против России из-за конфликта на Украине, пишет СРБИН.инфо. Они не понимают, как это может не быть хлеба. И тут худшее Европе еще предстоит.
И именно здесь Россия является одним из доминирующих игроков. Согласно докладу, в 2020 году России принадлежало 40% от общемирового объема инфраструктуры по конверсии урана, а в 2018 году она владела 46% общемировых мощностей по обогащению урана.
Именно на этом аспекте Соединенным Штатам и их союзникам следует сконцентрироваться, о чем предупреждают авторы доклада – бывший заместитель министра энергетики США по научным вопросам Пол Даббар (Paul Dabbar) и научный сотрудник Центра изучения глобальной энергетической политики (Center on Global Energy Policy) при Колумбийском университете Мэтью Боуэн (Matthew Bowen).
Кроме России предприятия по конверсии и обогащению урана существуют в Канаде, Франции, Германии, Нидерландах, Соединенном Королевстве и Соединенных Штатах.
Этих предприятий "достаточно для замещения по крайней мере части мощностей" по конверсии и обогащению урана, которые необходимы для бесперебойной работы западных ядерных реакторов. Однако пока неизвестно, смогут ли эти предприятия в полной мере заменить российские мощности.
Соединенным Штатам также придется подготовиться к тому, чтобы обеспечивать топливом более современные реакторы, которые сейчас находятся на стадии разработки и которым нужен уран с обогащением 15–19,75%. Для сравнения легководные реакторы, которые в настоящее время эксплуатируются в Соединенных Штатах, работают на уране с обогащением 3–5%.
Уран c уровнем обогащения выше 5%, но ниже 20% (HALEU) в настоящее время можно купить только у России, о чем пишут авторы доклада.
"Возможно, потребуются существенные инвестиции в мощности по добыче, конверсии и обогащению урана, чтобы полностью избавить западные цепочки поставок ядерного топлива от участия России, – написали в своем докладе Даббар и Боуэн. – Однако на наращивание мощностей по конверсии и обогащению урана может потребоваться много лет".
Чтобы убедить частные компании вкладывать средства и ресурсы в урановую инфраструктуру, необходимо, чтобы правительство приняло твердое решение об отказе от поставок из России.
"Частные компании будут беспокоиться, что через пару лет или даже раньше российский уран снова сможет вернуться на национальные рынки, в результате чего они попросту лишатся своих инвестиций", – отметили Даббар и Боуэн.
В Соединенных Штатах есть лишь одно предприятие по конверсии урана – в Метрополисе, штат Иллинойс, – и с ноября 2017 года его работа приостановлена. Согласно материалам презентации, подготовленной совместно General Atomics и компанией Honeywell, являющейся оператором этого предприятия, его повторный запуск зависит от ситуации на рынках и поддержки со стороны клиентов. Это предприятие можно будет вновь ввести в эксплуатацию не раньше 2023 года, и оно сможет ежегодно перерабатывать 7 тысяч тонн урана. Однако потребуется заметно больше времени, чтобы это предприятие смогло перерабатывать 15 тысяч тонн ежегодно.
Таким образом, по мнению Даббара и Боуэна, Соединенным Штатам следует постепенно снижать зависимость от российских мощностей, растянув этот процесс "на несколько лет, а не месяцев".