Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Пока конфликт замедлился, украинские беженцы возвращаются домой

© РИА Новости Алексей Витвицкий / Перейти в фотобанкЖители Украины на железнодорожном вокзале в Пшемысле
Жители Украины на железнодорожном вокзале в Пшемысле - ИноСМИ, 1920, 26.05.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Число украинцев, уезжающих из Польши, превысило число приезжающих, пишет The Economist. Среди распространенных проблем, с которыми им пришлось столкнуться, — нехватка жилья и бюрократические преграды для признания навыков и дипломов.
Консультант по стилю Валерия вместе со своей матерью-домохозяйкой бежали в Польшу в начале марта, через неделю после того, как российские ракеты посыпались на их родной город Киев. Спустя три месяца они возвращаются домой. "Тяжело вести нормальную жизнь, когда только и думаешь, что о своей стране", — говорит Валерия. Рядом с ней куча сумок, а вокруг — сотни других украинцев, прибывших на железнодорожную станцию в Варшаве.
Российские войска отступили с окраин Киева и Харькова — двух крупнейших украинских городов—, и многие беженцы думают, что там теперь безопасно или, по крайней мере, безопаснее, чем раньше, и можно возвращаться. К 23 мая число украинцев, покидающих Польшу, за две недели достигло 345 тысяч и превысило число прибывающих (253 тысячи). В соседних странах наблюдается похожая тенденция. Многие из тех, кто возвращается, говорят, что просто хотят увидеть своих близких. Мужчинам боеспособного возраста запрещается покидать Украину. Поэтому 94% беженцев в Польше — женщины и дети. "Мне немного страшно, — говорит Валерия, — но нужно повидать дедушку и бабушку".
С начала конфликта Польша приняла у себя 3,5 миллиона украинских беженцев — больше, чем все остальные европейские страны вместе взятые. Сотни тысяч прибывших мигрантов либо двинулись дальше на запад, либо вернулись домой, но польские ресурсы на пределе. Приграничные крупные и мелкие города, в которых остановились многие украинские беженцы, буквально трещат по швам. Несколько лет назад муниципальные власти Варшавы прогнозировали в своём плане увеличение численности населения города на 250 тысяч человек к концу десятилетия. Именно настолько оно увеличилось спустя три недели конфликта.
Тем не менее напряжённость между местными и вновь прибывшими очень низкая. На улицах украинские флаги стали таким же частым явлением, как и польские флаги. Кровавые сцены на Украине, которые каждый вечер показывают в новостях, находят отклик в душе у поляков. В памяти всплывают зверства со стороны Германии и СССР во Вторую мировую войну. "Такое ощущение, что Украина — это Польша три поколения назад", — отмечает Войцех Конончук (Wojciech Konończuk), сотрудник варшавского Центра исследований Востока.
Около 600 тысяч украинцев проживают в польских семьях. Остальные остановились у родственников или друзей, в общежитиях, отелях, пансионатах или живут самостоятельно. Но проблемы всё равно есть. В городах приток мигрантов усугубил нехватку жилья и рост цен. В Варшаве аренда выросла в среднем более чем на 40% по сравнению с уровнем, который был год назад. Это более чем в три раза выше текущего уровня инфляции. Предложение аренды жилья резко снизилось. Достаточно подать объявление, как квартиру берут уже на следующий день.
Беженцы из Украины на железнодорожном вокзале в Праге, Чехия - ИноСМИ, 1920, 23.05.2022
У украинских беженцев в Латвии — проблемы с поиском работы и жильяПрибывшие в Латвию украинские беженцы столкнулись с проблемами, пишет Delfi. В стране невозможно трудоустройства и нет свободного жилья. Эксперты сомневаются, что государству удастся решить проблемы мигрантов, особенно с учетом того, что местные жители не в восторге от такого соседства.
Муниципальные власти отчаянно ищут жильё. Офисные здания превратились во временные пункты приёма беженцев. В прошлом месяце городские власти конфисковали у России огромный многоквартирный дом, в котором когда-то проживали сотрудники советского посольства. Мэр Варшавы рассказал, что планирует использовать комплекс, известный в народе как "Шпегово", или "Шпионский городок", в честь бывших жильцов, для размещения украинских беженцев.
Но жилищная проблема может усугубиться в предстоящие месяцы. Польские принимающие семьи и украинские гости скоро устанут делить одну и ту же ванную комнату и стиральную машину. Как только в пансионатах и молодёжных лагерях начнется летний сезон, сотням тысяч украинцев придётся освободить помещения и искать себе другое место. Учитывая нехватку жилья и его дороговизну, они рискуют ничего не найти.
С работой не такая большая проблема. Польская экономика выросла на 8,5% в первом квартале этого года по сравнению с годом ранее. Безработица сейчас на уровне 3%. По данным европейского агентства статистики Евростат, это третий самый низкий уровень в ЕС. Как минимум 145 тысяч украинцев, а может даже и 200 тысяч, уже нашли работу. "Если хочешь работать, то что-нибудь найдёшь", — говорит Людмила, подкармливая уток в пруду недалеко от заброшенного комплекса "Шпегово". Людмила приехала из Хмельницкого, на западе Украины, и сейчас работает в хостеле, в котором остановилась после прибытия в Варшаву.
Но из-за языкового барьера и бюрократических преград на пути признания полученных навыков и дипломов беженцам, которые у себя на родине были белыми воротничками, приходится браться за низкооплачиваемую работу, отмечает Мирослава Керик, представитель группы помощи украинцам в Польше "Украинский дом". Из-за конфликта не хватает рабочей силы в промышленности и строительстве. До конфликта в Польше работало 110 тысяч водителей грузовиков из Украины, около 40 тысяч из них уехали домой воевать. Некоторые украинские женщины могут занять места мужчин.
Керик говорит, что многие украинцы не хотят привязываться к новому месту, потому что всё ещё надеются вернуться скоро домой. Как показал опрос, только 17% хотят остаться в Польше навсегда. Менее половины прибывших записали своих детей в польские школы. Остальные дети продолжают учиться удалённо в украинских школах. Как минимум 500 тысяч украинцев не запрашивали польский идентификационный номер, который позволил бы им получить социальную помощь, в том числе и ежемесячное пособие в размере 500 злотых (114 долларов) на ребёнка, а также право на открытие бизнеса и медицинскую помощь.
Но даже те, кто сейчас возвращается на Украину, признают, что им, вероятно, опять придётся бежать от российских бомб. "Знаю, что может быть мне придётся вернуться сюда через два дня, — говорит косметолог Наталья перед посадкой на поезд, — но кто знает?" Сейчас надежда, похоже, сильнее отчаяния. Билеты на единственный поезд до Киева распроданы на месяц вперёд.