Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Ближайшие союзники Путина: какую помощь оказывают России страны ОДКБ

© РИА Новости Дмитрий Рыжаков / Перейти в фотобанкВывод миротворческих сил ОДКБ из Казахстана
Вывод миротворческих сил ОДКБ из Казахстана - ИноСМИ, 1920, 07.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Как показали последние саммиты ОДКБ и ЕАЭС, союзники России готовы развивать партнерские отношения с ней, пишет "Европейская правда". И хотя формально они занимают более-менее нейтральную позицию в конфликте на Украине, Москва может рассчитывать на них. Не исключено и привлечение ОДКБ в роли миротворцев.
Юрий Пойта
Может ли РФ положиться на своих "традиционных" союзников? В первую очередь речь идет о странах, входящих в "русское антиНАТО" – Организацию договора о коллективной безопасности (ОДКБ), в которую, помимо России, входят Белоруссия, Армения, Казахстан, Киргизия и Таджикистан.
В настоящее время все страны-партнеры России по ОДКБ практически сформировали свои позиции относительно российско-украинского конфликта. Большинство опасений Украины не оправдались: попытки Москвы привлечь на свою сторону союзников (за исключением Белоруссии) провалились. В настоящее время вероятность оказания военной помощи (отправки подразделений национальных вооруженных сил) стран-членов ОДКБ для участия в спецоперации против Украины является низкой.
Нежелание этих стран превращаться в Белоруссию, подвергать санкциям и без того слабые национальные экономики, непредсказуемая реакция общества – все это сейчас играет роль серьезного сдерживающего фактора. Маловероятной остается и военно-техническая поддержка путем предоставления России готовых образцов военной техники. Факт переброски танковых эшелонов в Россию, бесспорно, будет выявлен с помощью космической разведки западных стран, которые внимательно следят за ключевыми железнодорожными узлами и путями.
Более того, страны ОДКБ не выразили даже формальной политической поддержки России. Все они сохраняют более или менее нейтральный статус, что продемонстрировал также и последний саммит ОДКБ: в итоговом заявлении не было ни одного упоминания об Украине, а выступления участников (опять же, кроме Путина и Лукашенко) были сконцентрированы на собственных проблемах.
Несмотря на это, Россия все же может рассчитывать на определенную помощь от своих союзников. И это должно стать объектом постоянного внимания как со стороны Украины, так и Запада.

Антисанкционная щель

На какую поддержку может рассчитывать Россия? Прежде всего, на помощь в обходе санкций. Несмотря на то, что несколько должностных лиц казахстанской власти публично заверили, что Казахстан не будет помогать России обходить санкции, следует ожидать, что помощь будет осуществляться пока в легальных (полулегальных) сферах. Это может касаться, например, покупки оборудования западного производства для российской нефте- и газодобывающей отрасли.
Казахстанские компании, использующие аналогичное оборудование и расходные материалы, вполне легально могут их приобрести, а затем передать российским партнерам. Об этом в марте говорил и заместитель руководителя казахстанской компании "КазМунайГаз". Если появится необходимость, то казахстанская сторона "Каспийского трубопроводного консорциума" через свои компании будет покупать соответствующее оборудование и технологии и передавать их россиянам.
Крупные российские торговые сети "Магнит" и "Лента", принадлежащие подсанкционным российским олигархам, пытаются сформировать логистические цепочки для поставок на российский рынок импортных товаров через Казахстан. Отдельные российские компании начинают регистрироваться в странах ОДКБ.
Например, уже наблюдается увеличение в десятки раз количества зарегистрированных россиянами компаний в Казахстане (в марте – 355, в апреле – 651, в мае – 362), на что также реагируют российские юридические компании и предлагают комплексные услуги по релокации бизнеса в Казахстан.
Этому способствует разрешение российского правительства на параллельный импорт (без разрешения обладателя интеллектуальной собственности), который фактически узаконивает контрабанду товаров иностранного производства, чем уже пользуются российские ритейлеры, ввозя автозапчасти из стран Азии, СНГ и Европы.
Поэтому заявления руководителей страны, что Казахстан не будет помогать обходить санкции, не совсем соответствуют действительности. Это же может касаться и других стран – членов ОДКБ и ЕАЭС, а также отдельных европейских производителей, которые стремятся не потерять российский рынок, поставляя свои товары в Россию через третьи страны.

Заказ для "оборонки"

Не стоит забывать, что военно-техническая помощь для России может осуществляться (и, наверное, уже осуществляется) скрыто, через имеющиеся каналы военно-технического сотрудничества. Сейчас имеется достаточно много подтверждений о наличии западных комплектующих в российских беспилотниках "Орлан-10", танках Т-72, автомобилях "КамАЗ" и российских ракетах "Калибр".
В то же время не стоит забывать, что страны ОДКБ имеют с Россией тесные связи по линии оборонпрома. Например, казахстанское предприятие "Тинис" (расположено в городе Кокшетау, входит в состав национальной компании "Казахстан инжиниринг" Министерства оборонной и аэрокосмической промышленности) производит комплектующие для самолетов и вертолетов российской разработки. Основным потребителем являются авиастроительные и авиаремонтные предприятия России и Белоруссии.
"Тинис" поставляет детали для самолетов семейства "Су", "Миг", "Ил", вертолетов "Ми", сотрудничает с российскими подсанкционными компаниями, входящими в Объединенную авиастроительную корпорацию. Взаимодействует с холдингом "Вертолеты России", с авиазаводами в Улан-Удэ, Казани, с Кумертауским заводом, концерном "Калашников".
Вот как об этом говорит руководство завода: "Ни один самолет или вертолет российского производства, который эксплуатируется сегодня в России и Белоруссии, не летает без наших изделий... Обязательно там стоят мелкие клапаны или блоки управления нашего производства. Включая истребитель пятого поколения Су-57. Там также наши клапаны стоят".
Кроме этого, по сообщению ГУР МОУ, российский производитель средств ПВО "Ульяновский механический завод" привлекает Казахстан для получения комплектующих немецкого производства.
Другим примером является киргизское предприятие "Дастан", которое разрабатывает и производит торпедное вооружения для подводных лодок и надводных кораблей (в т.ч. УМГТ-291, УСЭТ-80, СЭТ-65) и оборудование для ВМФ РФ (аппаратура наведения, корпусные части, взрыватели и тому подобное).
Предприятие работает в кооперации с российскими предприятиями, в том числе с подсанкционным заводом "Дагдизель" (г. Каспийск), который разрабатывает и производит морское подводное оружие, двигатели, дизель-электростанции для кораблей ВМФ РФ.
О готовности к продолжению и даже углублению сотрудничества России со странами-партнерами могут свидетельствовать результаты апрельского заседания рабочей группы военно-технического сотрудничества при Международной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству ОДКБ.
По результатам мероприятия Киргизия и Россия рассмотрели вопросы развития кооперации и интеграции предприятий и организаций ОПК государств – членов ОДКБ и провели переговоры о "начале работы над инвестиционным проектом военного и двойного назначения на территории Киргизии".

Подготовка "миротворцев"

И, наконец, участие ОДКБ может быть в формате миротворческой операции.
В настоящее время это маловероятно (потому что для этого, в том числе нужен мандат ООН), однако, видимо, Россия рассматривала такой вариант в случае "бескровного взятия Киева за три дня", установления марионеточного правительства, которое бы пригласило ОДКБ для помощи в наведении порядка и для разоружения украинских вооруженных формирований, которые массово складывали бы оружие.
Для реализации этого замысла в ОДКБ есть миротворческие силы (общая численность – 3600 человек), в то же время для "миротворческой" деятельности можно было бы привлечь войска из состава Коллективных сил оперативного реагирования ОДКБ (общая численность – 18 тысяч человек).
В последнее время о вероятности подобного сценария может говорить активизация России по усовершенствованию нормативно-правовой базы по "миротворческой деятельности" ОДКБ.
В частности, в сентябре 2021 года был подписан протокол о внесении изменений в Соглашение миротворческой деятельности ОДКБ. Он вводит понятие "координирующее государство" и предусматривает, что под его эгидой создаются коллективные миротворческие силы ОДКБ для применения в операциях ООН по поддержанию мира.
В апреле этого года протокол был ратифицирован российским парламентом, сейчас ожидается ратификация другими странами-членами.
О продолжении работы в "миротворческом" направления говорят и результаты майского заседания в Объединенном штабе ОДКБ, во время которого представители министерств обороны обсудили вопросы об "оснащении миротворческих сил ОДКБ современным вооружением, военной и специальной техникой, а также специальными средствами".
Учения ОДКБ Эшелон-2021 - ИноСМИ, 1920, 26.05.2022
Ответ на расширение НАТО: насколько опасен сформированный Россией военный пакт ОДКБ?Организация договора о коллективной безопасности (ОДКБ) — очень свободный союз, правила в нем мягче, чем в НАТО, пишет Handelsblatt. Были даже случаи выхода. Почему же автор боится ОДКБ? Свобода выявляет истинные убеждения: раз эти страны экс-СССР не осудили Россию в ООН, значит, они реально признают резоны Москвы. А журналисту из страны НАТО о таком страшно даже помыслить.
Указанные мероприятия подтверждают, Россия заранее готовит соответствующие "миротворческие" инструменты и не исключает их применения при благоприятной международной ситуации.
Такой сценарий может стать реальным в случае военного поражения Киева и подписания условного "Минска-3" или "Стамбула-1".
В пользу этого свидетельствует и своеобразная тренировка "миротворцев ОДКБ", которую Россия довольно успешно провела в январе месяце в Казахстане, результатом которой стала полная переконфигурация власти в пользу действующего президента Казахстана.
Молниеносное принятие решения Советом ОДКБ, быстрая переброска авиационным транспортом двух тысяч тридцати человек и двухсот пятидесяти единиц техники в Казахстан говорит о том, что эта операция планировалась и готовилась заранее.
Почему же в Москве не могут готовить аналогичную операцию на Украине, начало которой будет осуществлено в подходящий момент? Тем более, что Россия демонстрирует полное неуважение к международным нормам, и также может пренебречь необходимостью получения мандата ООН.