Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Неустранимый Борис: как Украина помогла премьеру Великобритании сохранить должность

© AP Photo / Ukrainian Presidential Press Office via APПрезидент Украины Владимир Зеленский и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон
Президент Украины Владимир Зеленский и премьер-министр Великобритании Борис Джонсон - ИноСМИ, 1920, 09.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Джонсон не раз оказывался в центре скандалов, достаточных для того, чтобы парламент задумался о вынесении ему вотума недоверия, пишет "Европейська правда". Но ему удалось сохранить за собой кресло премьера. Автор статьи выясняет, можно ли считать вопрос отставки Джонсона закрытым, и какую роль в этом процессе сыграла Украина.
Александр Краев, Юрий Панченко
Вечером шестого июня внимание многих украинцев было приковано к британскому парламенту. Там решалась судьба дальнейшего пребывания на посту премьер-министра Бориса Джонсона – наверное, самого популярного на Украине иностранного лидера. А к этой популярности стоит добавить и опасения, что при новом премьере Великобритания скорректирует свой внешний курс и ограничит поддержку Киева...
Поэтому на Украине за ходом голосования о вотуме недоверия Джонсону наблюдали очень внимательно, даже не меньше, чем в самой Великобритании. Впрочем, сенсации не получилось – опытный политик выдержал испытание и продолжит свою каденцию на посту главы правительства. Но можно ли считать вопрос отставки Джонсона закрытым? И какую роль в этом сыграла Украина?

Сразу после празднований

Для начала максимально лаконично разберемся, что же нужно для того, чтобы снять с должности премьер-министра Соединенного Королевства силами его собственной партии. Оперировать будем цифрами в соответствии с текущим количеством депутатов-консерваторов.
Для начала пятьдесят пять депутатов должны подать в штаб-квартиру партии официальные письма, в которых они выражают несогласие с политикой действующего премьера и сомнение в возможности его дальнейшего управления государством. После этого может начаться официальный процесс вотума недоверия. Во время закрытого голосования поддержать вотум должны как минимум сто восемьдесят депутатов. Если это число набирается, то премьера отзывают с должности, и партия начинает внутренние выборы нового лидера.
Если же нет, то действующий премьер-министр не только сохраняет свою должность, но и получает иммунитет от повторного голосования сроком на один год. Так почему же британские консерваторы решили "поднять восстание" против своего лидера?
На самом деле Борис Джонсон сумел создать такую массу скандалов, достаточных для вотума недоверия, что при более стандартных условиях такое голосование его недруги вынесли бы на повестку дня гораздо раньше – скажем, еще в первые недели после речи монарха и открытия новой парламентской сессии.
Здесь вам и незакрытые вопросы по "ковидным вечеринкам", которые уже были подробно расписаны в докладе Грей, и последние его инициативы вновь нарушить международное право и в одностороннем порядке расторгнуть Североирландский протокол, и невозможность выйти на адекватную договоренность с ЕС для завершения Брексита.
Но, конечно, самой медийной темой оставались вечеринки, и именно на них акцентировали внимание оппоненты Джонсона. Напомним, премьеру до сих пор не могут простить его рождественские вечеринки, которые полностью и во всех плоскостях нарушали ковидные правила, которые его же правительство ввело буквально за пару часов до одной из таких вечеринок.
Из-за этих вечеринок Борис Джонсон стал автором исторического "достижения": он стал первым главой британского правительства, против которого в судебном порядке было наложено наказание (в данном случае – штраф) за нарушение, совершенное во время пребывания на этой должности.
Впрочем, штраф не удовлетворил ни оппозицию, ни часть консерваторов. Особенно, после того, как в СМИ появились фотографии, на которых Джонсон лично участвует в "ковидных вечеринках", что он ранее публично опровергал.
Разоблачение откровенной лжи главы правительства – отличный подарок для оппозиции, который на ближайших выборах можно конвертировать в победу. Именно из-за этого часть консерваторов стала срочно настаивать на замене премьера – в первую очередь, чтобы не повышать возможности для оппозиции.
Тем более, последние опросы показывали, что смену премьера поддерживали более половины британцев. Впрочем, здесь стоит отметить тактичность британцев. Рассмотрение острого и скандального политического вопроса было перенесено, чтобы не портить празднование по случаю первого в истории королевства платинового юбилея – семидесятилетия правления Елизаветы II. Само празднование также дало основания говорить о возможной смене главы правительства. Появление Бориса Джонсона на королевском праздновании сопровождалось свистом – и это убеждало в целесообразности отставки.
Интересный момент: сначала голосование о вотуме недоверия Борису Джонсону планировалось провести восьмого июня, однако впоследствии его было решено перенести на два дня раньше. Официальная причина такой спешки названа не была. Впрочем, не исключено, что обе стороны посчитали, что время будет работать не на них. Оппоненты Джонсона боялись, что премьеру удастся поймать волну медийного хайпа, а в команде Джонсона беспокоились, что в стан тех, кто стремится к отставке премьера, могут перейти дополнительные депутаты-консерваторы.
Неслучайно накануне голосования шестого июня предварительные расклады гласили, что Джонсону, скорее всего, удастся устоять. Так оно и произошло, однако эта победа далась Джонсону очень нелегко.

Защита Бориса

Оппонентам Джонсона не хватило буквально тридцати двух голосов – вотум недоверия поддержали сто сорок восемь депутатов, тогда как против проголосовали двести одиннадцать. Что спасло премьера на посту?
Во-первых, отсутствие адекватной замены. Рассматривались две ключевые кандидатуры – министр иностранных дел Лиз Трасс и министр казначейства Риши Сунак. Впрочем, Сунак сам полтора месяца назад попал в серию крупных скандалов – мало того, что он принимал участие в коронавирусных вечеринках (и в том не признавался), так он еще ограждал свою жену от уплаты налогов. Поэтому он довольно быстро выпал из списка претендентов.
Зато министр иностранных дел выглядела очень перспективным и популярным вариантом – как среди оппонентов Джонсона, так и среди его сторонников (в конце концов, она считалась "его" человеком). Однако в последний момент партия Джонсона разыграла эту карту идеально. Утром перед голосованием Трасс выступила с открытым заявлением, в котором полностью поддержала действующий курс премьера и его реализацию. Она подчеркнула лидерство Джонсона как в преодолении пандемии, так и в "поддержке Украины".
Премьер-министр Борис Джонсон после выступления на Даунинг-стрит в Лондоне - ИноСМИ, 1920, 06.06.2022
Guardian: Борис Джонсон сохранил свой пост
Шансов, чтобы договориться о замене, у оппонентов Джонсона просто не было. Единственным возможным кандидатом оставался министр обороны Бен Уоллес, однако времени для создания из него реальной альтернативы Джонсону уже не осталось. Таким образом, снимался основной вопрос – лидерство этого политического "мятежа", а вместе с ним и большая поддержка.
В конце концов, новый премьер должен быть харизматичной личностью, способной вести партию на новые выборы. Накануне голосования Джонсон призвал своих однопартийцев воздержаться от "бессмысленных братоубийственных дебатов" о будущем Консервативной партии, пообещав "вновь привести их к победе". И ему снова поверили – хотя бы потому, что не имели достойной альтернативы.
Вторая причина победы Джонсона – нынешний российско-украинский конфликт и лидерство Британии в поддержке Украины. Стоит ли менять премьера в ситуации, когда в Европе идет полномасштабный конфликт? Похоже, что этот аргумент стал решающим для многих консерваторов, в том числе и для тех, кто в привычных условиях предпочел бы заменить главу правительства.
Этот аргумент стал решающим и для одного из главных оппонентов Джонсона – лидера шотландских консерваторов Дугласа Росса. Политик, который был одним из ведущих критиков премьера, накануне голосования заявил, что в условиях военных действий на Украине стабильность работы правительства должна стать приоритетом.
Неслучайно накануне решающего голосования Джонсон занимался именно украинскими вопросами – провел телефонный разговор с Владимиром Зеленским и личные переговоры с премьером Эстонии Каей Каллас, с которой также обсуждал Украину.

Новые вызовы для Бориса

Итак, Борис Джонсон получил вотум доверия. Теоретически это дает ему защиту в течение года от расследований аналогичных вотумов, а соответственно – и от отставки. Однако не все так просто, и эта победа может стать последней для британского премьера.
Стоит напомнить, что предшественница Джонсона Тереза Мэй также получала вотум доверия, причем с лучшим результатом, чем Джонсон, и все равно через полгода ушла в отставку. Еще более яркий пример – легендарная Маргарет Тэтчер, ушедшая в отставку через восемь дней после получения вотума доверия.
Поэтому Борис Джонсон получил передышку от обвинений, но вместе с тем не индульгенцию. Тем более, впереди у него еще одно испытание – промежуточные выборы в двух округах, которые состоятся в конце месяца.
Падение доверия к Джонсону среди избирателей консерваторов может стать причиной проигрыша в этих округах – и это станет однозначным сигналом для партии.
Впрочем, Борис Джонсон показал, что он способен развязывать любые кризисные ситуации. Теперь, чтобы реабилитировать свой имидж среди избирателей, британскому премьеру нужны яркие победы. В том числе – и на внешнем фронте.
Поэтому поддержке Украины ничто не угрожает. Вероятно, Лондон сохранит за собой лидерство в сопротивлении западного мира России.
И это самое главное – в ситуации, когда часть западных лидеров начинает озвучивать тезисы об уступках Путину, во главе британского правительства остается человек, чьи принципы (и чьи интересы) отвергают такие компромиссы.