https://inosmi.ru/20220612/nato-254481077.html
НАТО устарела. Ей нечего противопоставить России
НАТО устарела. Ей нечего противопоставить России
НАТО устарела. Ей нечего противопоставить России
Североатлантический альянс неповоротлив, а его структура слишком запутана, пишет Foreign Policy. По мнению автора статьи, в блоке наметился раскол. | 12.06.2022, ИноСМИ
2022-06-12T00:42
2022-06-12T00:42
2022-06-12T00:42
foreign policy
нато
вооруженные силы сша
ес
европа
сша
эммануэль макрон
дональд трамп
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25128/23/251282355_0:185:2985:1864_1920x0_80_0_0_a499bae712c9cd97858fb6b010a12169.jpg
Так наступила у НАТО смерть мозга, или всё снова в порядке? Менее трех лет тому назад французский президент Эммануэль Макрон поставил альянсу знаменитый диагноз. Если забыть о риторике, его точка зрения на тот момент была вполне справедлива. Дефицит стратегического мышления Европы в сочетании с непредсказуемой внешней политикой США при тогдашнем президенте Дональде Трампе предвещал серьезные беды этому альянсу времен холодной войны.Сейчас все разговоры ведутся о возрождении и усилении НАТО. Российская спецоперация на Украине придала новую актуальность блоку, ключевой миссией которого является территориальная оборона. Члены НАТО как будто нашли в себе новую целеустремленность. Они поставляют Киеву оружие, заново оценивают угрозы со стороны России, увеличивают военные бюджеты и укрепляют безопасность восточных рубежей альянса. Но этот "медовый месяц", как его назвал литовский министр иностранных дел Габриэлюс Ландсбергис, оказался недолгим. Военные действия продолжаются, нагрузка начинает сказываться, а альянс по-прежнему непрочен.Да, НАТО проделала большой путь. Всего 14 лет назад политические хозяева запрещали совершенно секретному органу альянса по оценке угроз MC 161 даже упоминать в своих сценариях любые военные опасности со стороны России. Такие запреты исходили не только от скандально известных поклонников России типа Германии, но и от Соединенных Штатов, которые стремились сохранить дружественные отношения между Востоком и Западом. Согласно расхожему мнению, Кремль был не врагом, а партнером. В результате самые незащищенные члены НАТО, такие как Польша, Эстония, Латвия и Литва, оставались союзниками второго сорта. Они входили в состав блока, но только на бумаге. На территории этих стран не было значительных иностранных сил, и альянс подчеркнуто воздерживался от планов по их усилению и даже обороне в случае нападения. Польша потребовала разработать такие планы, но ей было сказано, что они могут быть составлены для ее защиты от белорусского, но не российского вторжения.После первого нападения России на Украину в 2014 году натовские планы и группировки войск стали намного основательнее. В трех прибалтийских странах развернуты силы прикрытия численностью в одну тысячу человек. Более многочисленная группировка создана в Польше. После начала в феврале российской спецоперации это военное присутствие было резко усилено. Более того, в двери НАТО постучали две пусть небольшие, но самые передовые в военном отношении европейские страны — Финляндия и Швеция. Если предположить, что возражения Турции удастся преодолеть, то к концу года они станут членами альянса. Это коренным образом изменит военную географию северо-восточной части Европы.Еще важнее усиление решимости участников. Широко известная неприязнь Трампа к НАТО объяснялась отчасти недостаточными расходами европейских членов альянса на оборону. В какой-то момент выведенный из себя американский руководитель даже попытался предъявить счет коллеге из Германии канцлеру Ангеле Меркель. Сейчас расходы на оборону увеличивают все члены альянса, и поэтому оснований для недовольства у Вашингтона стало меньше, особенно в связи с тем, что события на Украине создали новый довод в пользу активного участия США в обеспечении европейской безопасности.Германия, которая вечно плелась позади, вдруг начала щедро выделять деньги на свои одряхлевшие вооруженные силы: на танки, которые не заводились; на корабли, которые не могли выйти в море; на военнослужащих, которые проводили учения с метлами вместо автоматов. Берлин согласился тратить на нужды обороны два процента своего ВВП. Такое правило было установлено в 2006 году, но впоследствии его в основном игнорировали. Очередной страной, объявившей о серьезном увеличении военных расходов, стала Испания, в настоящее время тратящая на оборону не более одного процента ВВП. Премьер-министр объявил, что эта цифра к 2024 году удвоится. Тем самым, он создал все условия для проведения саммита НАТО в испанской столице в конце этого месяца.Но если присмотреться внимательнее, картина окажется совсем не такой оптимистической. Да, с началом российской военной операции целеустремленность у членов НАТО определенно усилилась. Тем не менее, НАТО кажется потерявшей форму и устаревшей. В преддверии саммита союзники яростно спорят по поводу формулировок своей новой стратегической концепции, где будет изложена миссия альянса на предстоящие годы. Она должна быть представлена в Мадриде. Что там будет сказано про Россию? Про Китай? На какие риски и жертвы реально готовы пойти страны-члены? Готовы ли они объединить свои суверенитеты, чтобы оптимизировать процесс принятия решений?События последних недель свидетельствуют о том, что четких ответов на эти вопросы нет. Во-первых, Североатлантический альянс очень неповоротлив, поскольку в его составе 30 стран-членов. В военном отношении важна лишь небольшая горстка государств, прежде всего, Соединенные Штаты. Но в политическом плане право голоса есть даже у крошечного Люксембурга и Исландии. Еще хуже то, что существует колоссальный политический раскол. Турция при Эрдогане стала наполовину авторитарным государством. Она флиртует с Россией и раздражается по поводу мнимого вмешательства Европы в ее дела на основании того, что Анкара якобы нарушает права человека. Венгрия при премьер-министре Викторе Орбане идет другим путем, но все равно — вниз. Она объединяет богатство и власть, создавая новую систему внутреннего контроля и срывая усилия США и Европы по оказанию давления на Россию и Китай. Макрон постоянно встает в позу, а канцлер Германии Олаф Шольц проявляет нерасторопность, что создает все новые препятствия и отвлекает внимание. Слабость двух лидеров наглядно проявилась с началом украинского конфликта и уже обогатила лексикон. В немецком появился глагол-неологизм "scholzen", что значит "колебаться", а в польском (и в украинском) слово "makronic", означающее праздное позерство и безделье.Макрон и Шольц своими причудами отравляют процесс принятия решений, а это вызывает серьезные вопросы по поводу единства альянса и его репутации. Любые угрозы или провокации со стороны России вряд ли будут предельно ясными и удобными по времени. Скорее всего, это будет нечто целенаправленно двусмысленное. Например, российский беспилотник "случайно" залетит на территорию прифронтового государства и поразит какую-нибудь цель. Некоторые страны потребуют жесткого ответа. Остальные испугаются эскалации и будут настаивать на диалоге. Будут и те, кто воспользуется этой двусмысленностью, чтобы оправдать свое бездействие. Смогут ли 30 национальных представителей (скоро их будет 32) в Совете НАТО быстро принять жесткое решение о том, как реагировать на такой инцидент? Скорее всего, кто-то станет призывать к дипломатии и компромиссам, кто-то посоветует не спешить. Те, кому угрожает нападение, станут вести себя более воинственно, предпочитая даже самой маленькой победе России острую военную конфронтацию. "Ни пяди земли, ни единой души, — сказал мне на условии соблюдения анонимности высокопоставленный военачальник из одного прибалтийского государства. — Мы видели, что они сделали на Украине".Под стать политическим недостаткам — недостатки военные. Соединенные Штаты являются наиважнейшей страной в составе альянса. Основа основ НАТО — американские гарантии безопасности, данные Европе. Они предусматривают нанесение сокрушительного удара обычными средствами, а при необходимости и ядерного удара в ответ на нападение. "Один за всех, и все за одного". Звучит замечательно, но никто в Кремле не задрожит от страха при мысли о недовольстве испанцев, голландцев или канадцев. Однако результатом всего этого стала колоссальная зависимость от военного потенциала США. Это и боеприпасы, и запчасти (всего этого на европейских складах явно недостаточно), и военный транспорт для быстрой и результативной переброски войск на большие расстояния. Даже если новые планы военных расходов Европы будут воплощены в жизнь, это не изменит простую и непреложную истину: только вооруженные силы США способны перемещаться в таких количествах и с такой скоростью, чтобы защитить иностранную территорию от России.И наоборот, те страны, которые больше всех нуждаются в защите (Эстония, Латвия, Литва) наименее способны самостоятельно выдержать эту нагрузку. Им нужна современная боевая техника, особенно для противовоздушной и противоракетной обороны. Но она им не по карману. Небольшая полоска земли вдоль польско-литовской границы под названием Сувалкский коридор особенно уязвима для нападения со стороны вооруженной до зубов Калининградской области и Белоруссии, откуда Россия зашла на Украину. Польша и Литва хотят существенного расширения военного присутствия США для защиты этой стратегически важной узости. Им нужна либо постоянная военная база, либо интенсивная ротация войск.Но структуры управления и планирования НАТО не в полной мере отражают дисбаланс сил между США и Европой. Они полагаются на иллюзии, веря в то, что европейские союзники — это более или менее равноправные партнеры. Даже военным легковесам нужны должности и объекты с важными названиями. Таким образом, Североатлантический совет превратился в военную версию парламента, где идет раздача слонов.В результате запутанные командные структуры альянса очень сильно напоминают тарелку спагетти. В одном только прибалтийском регионе у НАТО несколько многонациональных штабов. Один штаб дивизии поделен между Латвией и Данией, второй находится в Польше, а штаб корпуса размещен в той же Польше в другом месте. Общая ответственность за оборону Европы возложена на три штаба командований объединенными силами. Один находится в итальянском Неаполе, второй в голландском Брюнсуме, а третий в Норфолке, штат Виргиния. Но главный американский военачальник в Европе генерал ВВС Тод Уолтерс (Tod Wolters) работает в штабе верховного командования союзных держав в бельгийском Монсе. Морская стратегия для Балтийского моря еще не выработана. Но это и хорошо, потому что у НАТО пока нет и военно-морского штаба для этого региона. Альянс также не составил реальные военные планы по усилению и обороне своих северо-восточных членов, и уж тем более не решил, кто будет предоставлять войска и боевую технику в рамках реализации таких планов. Переброской войск и обеспечением мобильности по идее должно заниматься объединенное командование тылового обеспечения и поддержки, штаб которого расположен в немецком Ульме. Изначально оно создавалось в рамках оборонной политики Евросоюза.А еще есть проблемы с боевой подготовкой и учениями. НАТО не проводит приближенные к реальным условиям крупномасштабные маневры в рамках подготовки к ответу на российское нападение. Проблема в том, что это дорогостоящее занятие, создающее множество помех. Другая сложность — учения демонстрируют колоссальные недостатки некоторых членов НАТО, которые в состоянии выполнить задачу в соответствии с тщательно подготовленным сценарием, но не умеют импровизировать. Третья причина — это страх некоторых стран, которые думают, что практические занятия по подготовке к войне выглядят как провокация. Также отсутствуют детальные планы ведения войны с Россией, не освещены такие вопросы как усиление государств передовой линии, отражение российского наступления, возврат временно оккупированных территорий и самое главное — действия в случае ядерной и иной эскалации. В итоге никто точно не знает, что надо делать в кризисной ситуации. Вместо этого все исходят из того, что в случае кризиса придут США и займутся решением самых сложных задач по всем направлениям: тыловым обеспечением, разведкой и ведением боевых действий.Справедливости ради надо сказать, что НАТО занимается этими проблемами, и что все они решаемы. Но это не означает, что они решены. Главным пороком альянса остается выдача желаемого за действительное.Что еще хуже, НАТО не готова к меняющемуся характеру современной войны. Российское старомодное наступление на Украине хорошо знакомо. Но артиллерийские обстрелы и ракетные удары, которыми русские перемалывают украинскую оборону, — это лишь часть кремлевского арсенала. Самое эффективное его оружие — не военное. Это подрывная деятельность, дипломатическая тактика "разделяй и властвуй", экономическое принуждение, коррупция и пропаганда. Самый яркий пример такой невоенной войны — использование в своих целях голода. Заблокировав экспорт зерна с Украины, Россия усилила угрозу голода, нависшую над миллионами, в том числе, в неспокойных и нестабильных странах Северной Африки и Ближнего Востока. Массовый голод — это не только гуманитарная катастрофа. Среди его последствий политические беспорядки и масштабная миграция населения. А это уже прямая угроза Европе. Однако НАТО плохо подготовлена к решению таких проблем. Она не может приказать использовать зерно экономнее и, скажем, меньше кормить им скот и отказаться от его переработки в топливо. У альянса нет запасов продовольствия, чтобы кормить им голодный мир. Он не может построить новые железные дороги, чтобы направить украинское зерно по другим маршрутам. Кроме того, блок не в состоянии застраховать торговые суда, которые за деньги могли бы попытаться прорвать российскую блокаду в Черном море. У НАТО нет ни опыта, ни знаний, чтобы противодействовать российской дезинформации. У альянса нет почти никакого влияния на африканские и прочие страны, которые слушают рассказы Кремля, обвиняющего в уже начавшемся дефиците продовольствия Запад.Но НАТО может обрести такие возможности. Или восстановить их. В годы войны холодной у альянса было подразделение по ведению экономической войны, а также Координационный комитет по многостороннему экспортному контролю, который не давал советскому блоку приобретать технологии двойного назначения. Но когда с распадом советского блока возникла стратегическая передышка, эти ведомства захирели и приказали долго жить, а соответствующие навыки были утрачены.Однако выявить проблему — это не то же самое, что решить ее. А поскольку у НАТО очень громоздкая структура, было бы нецелесообразно возлагать большие надежды на то, что альянс вернет себе постоянную готовность и эффективность времен холодной войны. Намного реалистичнее было бы рассматривать НАТО как механизм формирования коалиций в составе самых способных и осведомленных о существующих угрозах добровольных членов. Такие объединения уже существуют. Например, это объединенные экспедиционные силы под руководством Британии, представляющие собой группировку из десяти членов, которая занимается военным сотрудничеством. В основном ее деятельность нацелена на обеспечение оперативной переброски войск в Скандинавию и балтийский регион в случае кризиса. У Франции есть аналогичная структура под названием Европейская инициатива вмешательства. У пяти северных государств есть собственный военный клуб — Североевропейское оборонное сотрудничество. А Польша поддерживает тесные двусторонние связи с Литвой. Аналогичная паутина двусторонних и многосторонних связей могла бы существенно укрепить хромающее на обе ноги присутствие альянса в черноморском и других регионах, в том числе, на севере Африки и в восточном Средиземноморье. Такие объединения не заменят собой НАТО, но будут способствовать совершенствованию ее деятельности и повышению оперативной совместимости действующих структур и механизмов альянса.Непростой, но основополагающий в данном случае вопрос — о роли и месте США. Теоретически Европа достаточно велика и богата, чтобы самостоятельно обеспечить свою оборону. Но ее неизменная политическая слабость препятствует этому. Парадокс заключается в том, что только участие США делает НАТО заслуживающей доверия и уважаемой организацией. Однако чрезмерная зависимость от США ослабит авторитет альянса, вызовет недовольство во Франции и в других странах. Задача Вашингтона состоит в том, чтобы убедить европейских союзников взять на себя больше ответственности и снова начать думать стратегически. А США как сверхдержава должны сохранить свое участие, так как оно даст альянсу решающие военные преимущества. Все это вполне осуществимо. Но не следует надеяться, что это произойдет в Мадриде или где-то еще в ближайшее время.
европа
сша
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/25128/23/251282355_127:0:2858:2048_1920x0_80_0_0_8fa90f53c95331b1246b4214062a7ef7.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
foreign policy, нато, вооруженные силы сша, ес, европа, сша, эммануэль макрон, дональд трамп