Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Желание Бориса Джонсона вступить в борьбу с его старыми врагами может превратить Великобританию в изгоя

© AP Photo / Jeff MitchellПремьер-министр Великобритании Борис Джонсон
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон - ИноСМИ, 1920, 19.06.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Премьер Британии потратил большую часть этой недели на споры с ЕC и ссоры с Европейским судом по правам человека, пишет обозреватель CNN. Одновременно Джонсон старался замять обвинения в нарушении Лондоном требований международного права.
Люк Макги (Luke McGee)
В понедельник, 13 июня, министр иностранных дел Великобритании Лиз Трасс (Liz Truss) обнародовала долгожданный проект закона об изменениях в Североирландском протоколе. В случае принятия этот законопроект позволит британскому правительству в одностороннем порядке игнорировать некоторые пункты сделки по Брекситу, которую оно согласовало с Евросоюзом в 2019 году.
Спустя два дня Евросоюз запустил процесс судебного разбирательства в отношении Соединенного Королевства, обвинив его в невыполнении ряда условий, прописанных в протоколе. Между тем заместитель председателя Еврокомиссии Марош Шефчович (Maroš Šefčovič) заявил, что "нет никаких юридических и политических оправданий тому, чтобы в одностороннем порядке менять условия международного соглашения <…> Давайте называть вещи своими именами: это незаконно".
В ответ на это чиновники британского правительства рассержено заявили, что в случае принятия этот законопроект будет абсолютно законным. Генеральный прокурор Суэлла Браверман (Suella Braverman), давшая зеленый свет новому законопроекту, выступила по телевидению, чтобы отстоять его. Во время интервью она обвинила BBC в попытке выставить Евросоюз "хорошими парнями" и сказала политическому редактору ITV, что его утверждение, будто законопроект нарушает закон, – это "ваши собственные фантазии".
Во вторник правительство Джонсона уже проклинало другой европейский институт – Европейский суд по правам человека, отменивший отправку самолета, который должен был доставить беженцев, искавших убежища в Великобритании, в Руанду. В апреле власти Соединенного Королевства объявили о заключении соглашения, в соответствии с которым претендентов на убежище можно было отправлять в Руанду, где им должны были предоставить это убежище. Ранее управление ООН по правам человека предупреждало Великобританию, что такие действия могут оказаться незаконными, поскольку отправка в Руанду может обернуться угрозой для жизни беженцев.
Этот план британских властей подвергся жесткой критике со стороны правозащитных организаций, которым удалось одержать победу в рамках множества отдельных дел об отправке, но которые потерпели неудачу в своей попытке добиться отмены рейса. Но, когда во вторник в дело вмешался Европейский суд по правам человека, заявивший, что последние просители убежища, которые должны были подняться на борт этого самолета, еще не исчерпали все правовые возможности в Соединенном Королевстве, рейс пришлось отменить.
И снова чиновники правительства отреагировали на решение суда заявлением о том, что их план был совершенно законным. Заместитель премьер-министра Доминик Рааб (Dominic Raab) уже успел сообщить, что Соединенное Королевство примет свой собственный Билль о правах, который фактически позволит ему игнорировать решения Европейского суда по правам человека.
В субботу Джонсон заявил, что он "убежден в законности" плана отправки мигрантов в Руанду. "Все суды в нашей стране сообщили, что они не видят никаких препятствий [для реализации этого плана]. Никто в нашей стране, ни один суд в нашей стране не назвал этот план незаконным, что очень обнадеживало", – сказал Джонсон в беседе с репортерами.
Готовность премьер-министра устраивать публичные ссоры с крупными международными институтами кажется вполне понятной, если посмотреть на события недавнего прошлого. И Джонсон, и его предшественница Тереза Мэй конфликтовали с судебными органами и с Евросоюзом в самые тяжелые моменты Брексита. Согласно расхожей в рядах консерваторов теории, это укрепило позиции обоих лидеров среди их ключевых сторонников, поскольку они критиковали элитистские институты, мешавшие выполнять волю народа.
"Оглядываясь назад, можно сказать, что Борис достиг довольно внушительных успехов в своих нападках на крупные институты, такие как Евросоюз и суды, – сказал один бывший министр правительства в интервью CNN. – И это были не искусственно созданные конфликты. И Руанда, и Северная Ирландия представляют собой важные элементы политики правительства. Однако та жесткость, с которой мы их отстаиваем, наталкивает меня на мысль, что Борис видит в этом дополнительную выгоду".
Премьер-министр Великобритании Борис Джонсон - ИноСМИ, 1920, 09.06.2022
Ты теперь казак, сказали украинцы Борису Джонсону с его "свободолюбивой шевелюрой"В Чернигове присвоили Джонсону "почетное звание" казака, пишет The Telegraph. Англичане предложили украинцам забрать его себе, так как в премьеры Британии он не годится.
В определенном свете такая логика вполне разумна. Джонсон постоянно оказывается в центре скандалов, и его личный рейтинг одобрения сильно упал – вместе с рейтингом Консервативной партии.
Недавно ему пришлось бороться за то, чтобы остаться на посту лидера своей собственной партии, а в четверг вечером его советник по этике Кристофер Гейдт (Christopher Geidt) подал в отставку, заявив, что правительство Джонсона поставило его "невероятное и отвратительное положение".
Таким образом, споры с высокомерной элитой в Брюсселе и Страсбурге вокруг таких по-настоящему актуальных вопросов, как Брексит и иммиграция, – это, возможно, именно то, что Джонсону сейчас необходимо, чтобы вернуть все на свои места.
Однако каждый раз, когда правительство зацикливается на внутренней политике, оно рискует забыть о том, что за его действиями наблюдают враги и друзья по всему миру.
Репортеры CNNпобеседовали с множеством западных дипломатических источников, которые признались, что правительство Джонсона отбросило мрачную тень на их восприятие Соединенного Королевства. По словам одного высокопоставленного западного чиновника, который тесно сотрудничает с Великобританией с начала украинского кризиса, хотя союзники все еще продолжают координировать действия с Великобританией, тревожное ощущение, что они перестают понимать, какую версию Джонсона они увидят в следующий раз, уже стало нормой.
"Он не Дональд Трамп, но он настолько непредсказуем, что союзники уже начинают думать, будто он похож на Дональда Трампа", – сказал один западный дипломат.
В интервью CNN другой европейский дипломат отметил: "Довольно трудно преувеличить тот ущерб, который был нанесен. Доверие серьезно пострадало". Комментируя вопрос Северной Ирландии, источники сказали, что "с нашей стороны, мы знаем, что решения в вопросе протокола есть. Но эти решения должны основываться на доверии. Почему мы должны верить, что в будущем он не разорвет любое новое соглашение?"
Западные чиновники говорят – с некоторой печалью, – что сразу после начала российской спецоперации на Украине были моменты, когда им казалось, что Джонсон может начать вести себя как "стабильный и предсказуемый" лидер.
Один европейский чиновник подтвердил это, сказав, что "были моменты, когда мы смотрели на Великобританию с некоторым восхищением и думали, что перспективы, вероятно, есть. Украина казалась чем-то большим, нежели наши мелкие ссоры".
Однако, по словам чиновника, это чувство оптимизма быстро угасло – после того как Джонсон сравнил борьбу Украины за свободу с Брекситом.
Консерваторы в Вестминстере дают смешанные оценки того, насколько все плохо. Некоторые встревожены, что постоянные скандалы и риторика Джонсона превращают Великобританию в изгоя. Что еще хуже, они боятся, что, если такая страна, как Соединенное Королевство – традиционный член основанного на нормах международного порядка, – начинает настолько вольно обращаться с требованиями международного права, это может стать ужасным прецедентом, особенно теперь, когда демократия подвергается угрозе в разных регионах мира.
С другой стороны, некоторые члены парламента считают, что критики Джонсона накручивают себя из-за таких моментов, на которые обычные люди попросту не обращают внимания. Они утверждают – вполне обоснованно, – что член Большой семерки, член НАТО, постоянный член Совбеза ООН – страна, которая во многих смыслах взяла на себя роль лидера в ситуации с Украиной, – вряд ли окажется изгоем, от которого отвернутся его союзники.
В конечном счете ссоры Джонсона с международными институтами, скорее всего, отразятся на расстановке сил на внутриполитической арене. Некоторым понравится, что Джонсон занял жесткую позицию. Другие же будут испытывать усиливающееся чувство стыда за то, что этот человек – их премьер-министр.
"Если бы вы были на месте Бориса Джонсона, вы, возможно, тоже взялись бы за некоторые вопросы с удвоенной силой. Что ему терять? – сказал в интервью CNN один член парламента от Консервативной партии. – Либо ситуация настолько плоха, что он обречен на провал, что бы он ни делал, либо он сможет переломить ситуацию, и на это у него есть целых два года. Так почему бы не выйти и не вступить в борьбу на нашем собственном поле?"
Такая оценка выглядит весьма обоснованной, когда вы сидите в Вестминстере и беседуете с людьми, проводящими в Вестминстере много времени. Однако решения Джонсона оказывают огромное влияние на жизни людей, которые ни разу не были в Вестминстере и для которых это не игра. Особенно теперь, когда Великобритания переживает самый серьезный кризис стоимости жизни за последние несколько десятилетий.
Джонсон узнает, стоила ли его игра свеч, только на следующих общенациональных выборах – если, конечно, его не снимут с должности раньше. Несомненно, найдутся люди, которые будут видеть в нем того же уличного бойца Брексита, который защищает Великобританию от хулиганов, стремящихся с ней разделаться.
Однако найдется огромное множество людей, которые сочтут, что вместо ссор с Евросоюзом и Европейским судом по правам человека Джонсону стоило бы подумать о том, как улучшить качество их жизни.