Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Проект газопровода MidCat набирает обороты, но у него есть подводные камни

© Pixabay Image by S K from PixabayГаз
Газ - ИноСМИ, 1920, 24.08.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Испания и Германия хотят возродить проект трубопровода MidCat, но Франция против, пишет La Vanguardia. К проекту возникают вопросы, связанные со сроками и стоимостью строительства. Кроме того, Парижу не нужны конкуренты на энергетическом рынке.
Луис Федерико Флорио (Luis Federico Florio)
Проект газопровода MidCat (Мидкат), который должен был соединить Пиренейский полуостров с Францией и Европой через Каталонию, пока заглох где-то в испанской деревушке Остальрик. Но учитывая ситуацию на Украине и рост цен в энергетическом секторе, трубопровод может протянуться до Берлина. Германия настаивает на возрождении проекта, который отложили в долгий ящик в 2019 году. Испания и Португалия тоже его поддерживают. Однако не всё так просто. Для того, чтобы выйти из нынешнего энергетического кризиса, необходимо ответить на определенные вопросы – кто заплатит за проект и сколько времени займёт его реализация. Кроме того, нужно справиться с другими большими препятствиями – сопротивлением граждан и техническими трудностями. Проект хотят развивать с прицелом на долгосрочную перспективу. План Брюсселя REPowerEU по прекращению зависимости от российского топлива включает, в том числе, использование водорода. Но и здесь тоже есть подводные камни…
Во-первых, деньги. Рассмотрим так называемый участок STEP, соединяющий Испанию с Францией. На испанской территории протяжённость участка составит около 106 километров. По подсчётам компании Enagás, строительство обойдётся в 370 миллионов евро, из которых 225 миллионов уйдут только на укладку труб, а 145 миллионов — на компрессорную станцию. Таким образом можно будет получить готовую инфраструктуру для транспортировки возобновляемого водорода. Во Франции нужно будет провести нитку от границы к коммуне Барбера, расположенной в округе Каркасон. Протяжённость участка составит около 120 километров. Затем необходимо полностью завершить работы и выстроить сеть, которая соединит Францию с другими частями Европы. По подсчётам французского Министерства энергетического перехода, на это уйдет до трех миллиардов евро.
Для Парижа это слишком большие расходы. Французы подходят к делу с меньшим энтузиазмом, чем испанцы. Министр Тереса Рибера (Teresa Ribera), заявила, что испанский участок может быть готов уже через восемь или девять месяцев, но в Париже говорят, что на запуск уйдут "годы". Каждый идёт в своём темпе. "В Испании уже всё оформили. Тем, чья собственность окажется затронута, уже даже выплатили компенсации. Осталась самая быстрая фаза — строительство. Во Франции ещё даже не начали процедуру", — говорит председатель энергетической комиссии Коллегии инженеров-промышленников Каталонии Жозеп Мария Монтагут (Josep Maria Montagut). Enagás уже даже приобрела материалы для строительства.
Плотина Альдеадавила, Испания - ИноСМИ, 1920, 23.08.2022
Выработка энергии на ГЭС достигла самого низкого уровня за последние 30 лет из-за засухиИз-за засухи выработка электроэнергии на испанских ГЭС упала до тридцатилетнего минимума, пишет El País. Это может усугубить кризис цен на энергоносители в Европе. Влияние будет особенно ощутимо осенью, когда роль ГЭС вырастет, объясняется в статье.
Кажется, что, если провести трубу только до границы, газ в конечном итоге не достанется никому. Реализации проекта мешают политические препятствия со стороны Франции. В MidCat сомневаются из-за уже существующих газопроводов ("Ларро" и "Ирун"), стоимости и сроков его строительства – мол он "не поможет выйти из кризиса" до зимы. К тому же он не вписывается во французскую модель атомной энергетики и идет вразрез с идеей перехода к нулевым выбросам парниковых газов. На днях французские СМИ назвали и другую причину: Париж сам хочет стать важным игроком на рынке газа, поэтому он не заинтересован в сети на юге, которая открыла бы дорогу конкурентам.
Брюссель может инициировать проект в рамках плана REPowerEU стоимостью 210 миллиардов евро. Согласно этому плану, MidCat необходим, особенно в контексте транспортировки водорода, наряду с газопроводом, который соединит Барселону с итальянским Ливорно. "Нужно задействовать европейские фонды, должна быть общая точка зрения", — считают источники на энергетическом рынке. Манна небесная в виде европейского финансирования позволила бы заполучить расположение французов, но пока не хватает конкретики и окончательного одобрения. Париж готов к диалогу, но только при условии, что будут учтены факторы, которые, по его мнению, мешают осуществлению проекта. "Пока нет сроков реализации. Нужно дождаться официального заявления от Франции", — поясняют в испанском Министерстве экологического перехода.
Чтобы оказать большее влияние на принятие решения, Испания нашла важного союзника в лице Германии, чья модель, основанная на дешёвом российском газе, оказалась в сложном положении. Стране нужен газ для отопления, а промышленность уже почти на грани отчаяния. Если проект всё же удастся запустить, то возникает другой вопрос: насколько важен будет MidCat? По прогнозам, его мощность составит 7,5 миллиарда кубометров газа в год по обоим направлениям, что вдвое превышает нынешний поток. По данным Европейской комиссии, в 2021 потребление газа в ЕС составило 412 миллиардов кубометров, из которых на европейской территории добыли всего лишь 50,6 миллиарда. Россия поставила 137 миллиардов кубометров (31%), из которых 58 миллиардов пришлись на главную газовую артерию — "Северный поток — 1".
На фоне таких масштабов MidCat выглядит весьма незначительно. "Его мощности позволят немного компенсировать российский импорт. Это важный элемент", — говорит почётный профессор Университета Барселоны Марьяно Марсо (Mariano Marzo). Без сомнения, MidCat позволит задействовать семь регазификационных терминалов в Испании и один в Португалии, на которые можно поставлять в хорошем объёме СПГ из Африки, США и Ближнего Востока. "На Пиренейский полуостров приходится 30-35% регазификационных мощностей ЕС. Нужно эти объекты использовать и продавать излишки. Испании нужно экспортировать, Германия хочет приобрести газ, а Франция — нет, поэтому она так спокойно себя ведет", — говорит управляющий консалтинговой компанией Tempos Energía Антонио Асейтуно (Antonio Aceituno).
В общем, MidCat — это не спасение, а хорошая альтернатива. Есть риск, что реализация проекта затянется, и будет уже слишком поздно. Германия занимается плавучими СПГ-терминалами, и Франция считает, что они помогут выйти из кризиса. "Нужно посмотреть, будет ли MidCat рентабелен после того, как их запустят ", — предупреждает Асейтуно. Если речь идет об уже готовом газе, то поставки по газопроводу дешевле, чем танкерами. "Эти связи сделают нас, европейцев, сильнее", — подчёркивает Монтагут.
Газовая плита - ИноСМИ, 1920, 15.07.2022
Испания поможет тем, кто остался без газа: "Европа переживает настоящую драму, а мы — нет"На Испанию прекращение поставок российского газа повлияет незначительно, пишет El Mundo. Автор статьи рассказывает, почему Мадрид находится в лучшей ситуации, чем другие страны Европы и чем он может им помочь.
Неизвестно, как отреагирует общественность. Против проекта могут выступать местные жители и защитники природы в обеих странах, особенно во Франции. Пока реализация проекта стоит на месте, активисты внимания к себе не привлекают, хотя уже начали оживляться такие группы как Plataforma Resposta al Midcat, которые уже более десяти лет борются с проектом. Труба не станет таким визуальным шоком, как солнечные панели или ветрогенераторы, поскольку она будет под землей. Однако она увековечит систему, которая "привязывает к газовому сектору, грозящему значительными последствиями для окружающей среды", – считает Хавьер Андалус (Javier Andaluz) представитель движения Ecologistas en Acción.
"Зеленый" водород, конечно, является козырем. Для реализации этого долгосрочного проекта ещё нужно проделать долгий путь… "Важно, чтобы по трубопроводу можно было поставлять "зелёный" водород. Газ – это ненадолго, уже с самого начала нужно готовиться к транспортировке водорода в среднесрочной и долгосрочной перспективе", — отмечают в правительстве Испании. "Водорода пока нет. Этот проект — ребёнок с явными проблемами. Для электролизеров нужно электричество, а цены сегодня не располагают к развитию. Воду тоже нужно обрабатывать. Это не самый лучший момент, нужно больше технологий и меньше приверженности к идеологии", — говорит Марсо. А ещё нужны готовая инфраструктура, и её строительство дорого обойдётся. "Водород очень летуч. Для него нужно высокое давление и металлические трубы, которые не подвержены коррозии. Нужны технологии, которых пока даже не существует. Пока это, скорее, химера", — добавляет Андалус. У Франции нет чёткого представления о том, какими будут спрос и предложение через много лет.
Каждый выложил свои карты на стол. Настала очередь дипломатии. "Германия, как и Брюссель, заинтересована в том, чтобы процесс проходил быстро. Когда все вернутся из отпусков, на повестке окажется MidCat ", — заявляют в Министерстве экологического перехода Испании.