Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Не играйте в русскую рулетку с нефтью в Балтийском море

© Pixabay Image by Freiheitsjunkie from PixabayНефтяной танкер
Нефтяной танкер - ИноСМИ, 1920, 17.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Запрет датским лоцманам сопровождать российские нефтяные танкеры, проходящие через Датские проливы, – это русская рулетка, пишет автор статьи в Bloomberg. Конечно, суда имеют право пересечь их и без помощи, но это грозит катастрофой.
Хавьер Блас (Javier Blas)
Через эту узкую водную артерию ежедневно проходят десятки нефтяных танкеров. Она представляет собой один из важнейших торговых путей, на которых зиждется глобальная торговля. Перекройте ее – и цены на бензин подскочат во всем мире. Теперь, когда геополитическая напряженность достигла чрезвычайно высокого уровня, ВМС многих стран отправили свои военные корабли патрулировать эту зону.
Если вы думаете, что речь идет об Иране и Ормузском проливе, вы очень сильно ошибаетесь.
Добро пожаловать в ледяные воды Датских проливов – узкого водного прохода, который соединяет Северное и Балтийское моря и служит выходом к Атлантическому океану. Датские проливы сейчас очень важны, поскольку они представляют собой важнейший маршрут, по которому российская нефть и нефтепродукты попадают на глобальные рынки. Именно поэтому они являются "бутылочным горлышком" для финансовой деятельности Кремля.
В этом месте сталкиваются история, география и политика.
Танкер Minerva Symphony  - ИноСМИ, 1920, 14.09.2022
Жизненно важный нефтяной узел пострадал от антироссийских санкций ЕСВ июне Евросоюз анонсировал запрет на оказание услуг и страхование поставок российских нефтеналивных грузов, пишет Bloomberg. Под угрозой оказалась работа важного для международной нефтяной торговли пункта прохождения судов через датские проливы.
Проливы, ширина которых в одном месте составляет всего четыре километра, рискуют попасть в ловушку конфликта между Соединенными Штатами и Европой с одной стороны, и Россией – с другой.
В начале декабря вступят в силу новые правила Евросоюза, которые сделают незаконным оказание морских услуг всем, кто экспортирует российскую нефть даже в третьи страны. Но Датские проливы опасны для судов: штормы там частые, глубина небольшая, берега скалистые, а затопленные песчаные отмели часто двигаются по течению, что может неожиданно уменьшить осадку. Именно поэтому правительство Дании и Международная морская организация ООН настоятельно рекомендуют – хотя и не требуют, – чтобы все суда, особенно нефтяные танкеры, пользовались услугами датских лоцманов для прохода по проливам.
Теоретически новые правила Евросоюза могут помешать датским лоцманам подниматься на борт танкеров с российской нефтью, что, в свою очередь, станет серьезным препятствием для выхода этих судов в открытое море. Чиновники в Вашингтоне намекают, что именно этот риск является причиной, почему третьи страны – скажем, Китай и Индия – должны согласиться с договоренностью об ограничении цен на российскую нефть, которую выработали страны "Большой семерки", что позволит им и дальше пользоваться услугами лоцманов.
Но в реальности не все так просто.
Чтобы понять это, необходимо ненадолго углубиться в историю. В 1857 году в Копенгагене был подписан "Договор о выкупе солидных сборов", который по сей день регламентирует порядок прохождения судов через проливы. В нем говорится, что Дания должна "контролировать" прохождение судов через свои проливы, что, по словам датских официальных лиц, фактически накладывает на нее обязательство по предоставлению услуг лоцманов.
Я спросил у Морского управления Дании, смогут ли санкции Евросоюза запретить предоставлять услуги лоцманов танкерам, которые везут российскую нефть. В заявлении, отправленном по электронной почте, представители министерства ответили так: "Суда пользуются правом мирного прохода через Датские проливы, как это определено международным правом. Кроме того, Дания обязана предоставлять лоцманов судам, совершающим мирный проход".
"Суда не обязаны пользоваться лоцманскими услугами при осуществлении права мирного прохода", – добавили представители ведомства. Однако они также отметили, что и датское правительство, и Международная морская организация, членом которой Россия является с 1958 года, "настоятельно рекомендуют" пользоваться услугами лоцманов.
В своем заявлении министерство подчеркнуло, что "Дания не имеет права препятствовать нефтяным танкерам в прохождении из Балтийского моря в открытый океан".
20-я международная выставка Оборудование и технологии для нефтегазового комплекса - Нефтегаз-2020  - ИноСМИ, 1920, 16.09.2022
Почему санкции и политика правительства только ухудшат энергетический кризис?Европа старается установить ценовой порог практически для всех элементов цепочки поставок энергоресурсов, пишет Forbes. Но эта мера только усугубит их дефицит. Кризис будет ухудшаться, пока политики не признают ошибку, считает автор статьи.
В конце концов Копенгаген может пересмотреть свою позицию, но его нынешний подход кажется правильным. Использовать лоцманскую службу в попытке установить фактическую блокаду экспорта российской нефти – это неправильно и опасно. Европейские и американские чиновники правы в том, что стараются перекрыть нефтяные источники дохода российского государства. Прибыль от экспорта нефти финансирует военную спецоперацию президента Владимира Путина на Украине и помогает ему сохранять общественную поддержку своего режима. Тем не менее есть и другие, более эффективные способы достижения этой цели, которые не поставят под угрозу безопасность в море. Пакет санкций Евросоюза, который запретит покупателям российской нефти использовать европейский финансовый сектор и его нефтяные танкеры, – это как раз то, что нужно.
Как и в случае с судами, перевозившими иранскую и венесуэльскую нефть, попавшую под санкции, российское сырье все больше перемещается в сторону "призрачного" флота – ржавеющих старых танкеров, которые плавают под флагами стран, не горящих желанием проводить проверки соблюдения техники безопасности, и которые пользуются услугами сомнительных недавно созданных страховых компаний. Владельцы этих танкеров – непрозрачные подставные компании. Члены экипажей получают низкую зарплату и зачастую не имеют соответствующей подготовки. Если Копенгаген откажет в лоцманах российским нефтяным танкерам, суда по-прежнему смогут проходить через проливы, осуществляя свое международное право мирного прохода, но с гораздо большим риском столкновения или, что еще хуже, разлива нефти.
Отказ от предоставления лоцманских услуг в опасных водах Датских проливов – это, коротко говоря, игра в русскую рулетку. Последнее, что сейчас нужно европейцам, которые уже несут огромные потери из-за украинского конфликта, – это повторение катастрофы Exxon Valdez 1989 года.