Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на

Вот он, новый энергетический партнер Германии, – если Москва и Пекин это допустят

© РИА Новости Евгений Биятов / Перейти в фотобанкПрезидент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев - ИноСМИ, 1920, 28.09.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
Казахстан пользуется украинским конфликтом для собственной перестройки, пишет Die Welt. Он хочет реализовать проект, который навсегда изменит карту Азии. По мнению автора, Токаев мечтает транспортировать нефть и газ своей страны в Европу в обход России.
Бывшая советская республика Казахстан воспользовалась противостоянием России и Украины, чтобы обновиться и перестроиться. Она старается привлечь к себе внимание, обещая демократизироваться и поставлять важное сырье в Германию. По сути речь идет о проекте, в результате которого навсегда изменится карта Азии, а Китай обретет новые ворота в Европу.
В последнее время Владимир Путин избегал слишком близкого телесного контакта с другими политиками. Боялся ли он за свою безопасность или опасался заразиться коронавирусом — оставалось только гадать. Поэтому все были поражены снимками из Узбекистана со встречи Шанхайской организации сотрудничества (ШОС), где можно было увидеть Путина, сидящего за столом, уставленным тарелками с фруктами и бокалами с вином. Не ограничивая себя ни в чем, Путин непринужденно беседует на этой фотографии главами государств и их сотрудниками.
Это был сигнал всему миру: вот круг, в котором Путин чувствует себя в безопасности. Встреча альянса, к которому, помимо Китая и Индии, принадлежат страны Средней Азии, а с недавних пор еще и Иран, — эта встреча должна была по воле Путина стать демонстрацией силы антизападного союза, представляющего 40 процентов мирового населения.

"Независимо от желаний Москвы"

Но эту точку зрения разделяли далеко не все присутствующие на встрече. Один из членов ШОС как бы отмежевался от России. Касым-Жомарт Токаев, президент Казахстана, действует независимо от желаний Москвы. А Токаев знает, что делает: вот уже несколько десятилетий 69-летний дипломат представляет бывшую советскую республику, находясь в самых различных должностях.
Казахстан располагает огромными запасами полезных ископаемых. С одной стороны он граничит с Россией, с другой стороны — с Китаем. Протяженность границы с Россией — 7600 километров, с Китаем — 1800 километров. Токаев был долгое время частью авторитарного руководства Казахстана и подвергался критике западных СМИ, но теперь он начал впечатляющие реформы в направлении демократии и порой действует вразрез с пожеланиями Москвы. Например, теперь время пребывания на посту каждого президента будет ограничено только семью годами. Объявлено, что жизнь страны должны будут определять правовые нормы и справедливость.
Нефтеперекачивающая станция Актау - ИноСМИ, 1920, 26.08.2022
Казахстан: призрак китайского контроля над нефтью и газом — по большей части иллюзияНур-Султан планирует увеличить поставки нефти в Китай на 70 процентов, пишет Eurasianet. Как ни парадоксально, эта мера лишь увеличит транзитную зависимость Казахстана от России.
Все это исходит от Токаева, который воспользовался украинской ситуацией, чтобы обновить свою страну. Еще в январе она была охвачена социальными беспорядками и находилась в хаосе, правительство призвало на помощь войска из Москвы. (Имеется в виду обращение Казахстана за помощью не к Москве, а ко всей организации ОДКБ, в которой Казахстан состоял, в результате которого на помощь Казахстану пришли войска ОДКБ, спасшие и самого Токаева от беды. — Прим. ИноСМИ.) На Западе очень жалели "повстанцев", но затем одобрение президента стало расти, так как он не поддержал действия России в отношении Украины.
В Казахстане серьезно опасались, что Россия может увлечь страну за собой в пучину экономических санкций. Токаев этим воспользовался — неслыханным для Москвы образом. На подиуме экономического саммита в Санкт-Петербурге он стал противоречить Путину в его присутствии, заявив, что Казахстан не признает так называемые "народные республики" на Украине.
Когда Казахстан немного позже предложил ЕС увеличить поставки нефти, Путин приказал на какое-то время остановить эксплуатацию нефтепровода, ведущего из Казахстана через Россию в Европу. За этим последовали прямые угрозы. Казахстан — это "искусственное государство", — возмущался бывший премьер-министр Дмитрий Медведев. Нам стоит обратить внимание, что похожая риторика предвосхищала "спецоперацию" на Украине.
В этой ситуации у Казахстана есть несколько козырей на руках, хотя в то же время он находится в опасности. Многие повседневные товары приходится завозить из России. Путин не любит иметь в своей сфере влияния демократически избранные правительства, мы это знаем. А вот Европа видит в Казахстане большие возможности. Новый демократический партнер в Средней Азии, обладающий массой сырья, может заменить нам российское сырье, помогая решить многие проблемы. Впрочем, отход Казахстана от Москвы нужно вести незаметно, аккуратно, так как он таит в себе и новые риски. Иначе Китай может воспользоваться шансом, чтобы распространить свое влияние вплоть до Европы.
Редакция газеты Die Welt связалась с заместителем министра иностранных дел Казахстана Романом Василенко в столице страны Астане. Всего несколько дней назад она была вновь переименована из Нур-Султана в Астану. "Астана" означает по-казахски просто "столица". До этого она три года называлась Нур-Султан, и это было знаком уважения к ушедшему в отставку президенту Нурсултане Назарбаеве, правившим страной много лет.
Но теперь этому уважению пришел конец. Вице-министр Василенко объясняет геополитическую игру, которую ведет его страна, и цели внутриполитических реформ. "Мы хотим более тесного сотрудничества с Европой", — говорит он. По его словам, ориентация на ЕС — существенная составная часть представления его страны, Казахстана, об успешном развитии: "На фоне глобального кризиса президент Токаев проводит в стране обширные политические, демократические и экономические реформы, уникальные для нашей части мира".

"Внимательно следили за речью фон дер Ляйен"

Далее Василенко сказал, что в Казахстане с большим интересом восприняли последнюю речь Урсулы фон дер Ляйен о ситуации в Европейском союзе. В ней председатель Еврокомиссии сказала, что энергетический поворот увеличит потребность Европы в редкоземельных металлах для производства солнечных панелей и микрочипов уже в скором времени в пять раз.
Президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев
Сможет ли Казахстан наладить экспорт нефти в обход РоссииСегодня почти 97 процентов казахстанской экспортной нефти транспортируется через Россию, пишет Exclusive.kz. В случае гипотетической блокировки транзитных маршрутов Казахстану придется задействовать все альтернативные направления.
"У нас тут большой потенциал", — сказал Василенко, имея в виду продажу казахстанского сырья в Германию. По его словам, уже существует двустороннее соглашение о поставках редкоземельных металлов, которое неформально называется "сырье в обмен на технологии", но этим дело не исчерпывается. Кроме того, Казахстан поставляет на рынок более 45 процентов всего урана, что используется в мире, именно Казахстан покрывает 20 процентов потребности европейских АЭС. И это надо всячески поощрять: ведь до сих пор Россия была основным поставщиком урана.
Но есть проблема: пути поставок из Средней Азии в Европу не только очень длинные, в идеале теперь они не должны теперь проходить по территории России. В этом особенно явственно проявляется тот отрадный для нас факт, что Казахстан и многие другие государства региона больше не делают ставку на союз с Москвой.
Но пользоваться путями, обходящими Россию, дорого. Поэтому Казахстан агитирует нас помочь в развитии 6000-километровой транспортной артерии Trans Caspian International, которая ведет из Китая и в будущем должна стать южным путем в Европу, идущим мимо России. Грузы поездами и судами будут доставляться через Азербайджан в Грузию, затем в Турцию и дальше в Болгарию, Румынию и другие страны ЕС.
Помимо товаров по этому маршруту в Европу можно будет доставлять намного больше нефти. Пока Казахстан экспортирует 67 миллионов тонн нефти в год из Тенгизского месторождения на западе страны. К сожалению, поставки пока идут преимущественно по газопроводу, ведущему к русскому порту Новороссийск на Черном море. Ведь Москва уже выразительно продемонстрировала, что может просто перекрыть газопровод.
Поэтому необходимо думать об альтернативном маршруте. Казахстан и другие страны региона начали искать решения для многочисленных проблемных мест на маршруте, которые можно будет преодолеть с помощью поездов или судов.
"До сих пор этот маршрут слишком затратный, но выбора у нас нет, поэтому мы должны диверсифицировать наши возможности", — говорит казахский вице-министр. По его словам, этот проект вызывает сейчас и в Европе "большой интерес у политиков, принимающих решения". Европейский банк реконструкции и развития уже работает над изучением проекта.

Новые пути, новая зависимость

Вице-министр прямо говорит: "Нам нужно больше инвесторов и партнеров для реализации проекта". Работа над ним займет несколько лет, и понадобятся инвестиции в несколько миллиардов. Тем не менее он настроен оптимистично: "Я уверен, что скоро у нас будет новый широкий путь".
Но новые пути создают и новую зависимость. В игру вступает Китай — с потенциально неприятными последствиями для Европы. Неслучайно глава Китая Си Цзиньпин в сентябре свою первую зарубежную поездку с начала пандемии совершил в Казахстан. Незадолго до этого могущественный лидер Поднебесной обратился к народу Казахстана со статьей, в которой гарантировал ему поддержку "государственного суверенитета, безопасности и территориальной целостности". Это можно воспринимать как сигнал Москве не посягать на Казахстан.
Для Пекина развитие 6000-километрового транспортного маршрута через него в Европу будет большим логистическим и стратегическим прогрессом. Проект Нового Шелкового пути, который застопорился из-за конфликта на Украине, получит новый импульс. Китай сможет отправлять больше товаров по суше в Европу, не используя российскую территорию. О прежних планах Китая обеспечить быстрое железнодорожное сообщение через Россию в Европу больше ничего не слышно.
Остается вопрос: насколько реалистична перспектива превращения Казахстана, долго время управлявшегося авторитарными методами, в демократического партнера? Василенко уверяет, что решение парламента ограничить срок пребывания на посту президента только семью годами зафиксировано в конституции и не может быть никем дезавуировано.
И хотя Василенко признает, что предстоит еще многое сделать, тем не менее уже в скором времени к выборам должно быть допущено больше оппозиционных партий. Он говорит: "Мы преобразуем новый Казахстан в прозрачную, честную и справедливую демократию, на благо нашего народа и во имя стабильности страны".
А пока действующий президент Токаев может еще воспользоваться объявленными на 20 ноября выборами, чтобы обеспечить себе власть на следующие семь лет. Согласно официальным опросам, он лидирует, причем безальтернативно. В случае победы этот мастер игры между Россией и Китаем получит еще семь лет, во время которых он сможет вести свою страну во многих направлениях.
Филип Фольксман-Шлук (Philip Volksmann-Schluck)