Регистрация пройдена успешно!
Пожалуйста, перейдите по ссылке из письма, отправленного на
Новый ход на шахматной доске

Yeni Şafak: Эрдоган и Путин договорились о совместном строительстве газового хаба

© AP Photo / Murad SezerРабочий на газопроводе турецкой компании Боташ, Турция
Рабочий на газопроводе турецкой компании Боташ, Турция - ИноСМИ, 1920, 23.10.2022
Материалы ИноСМИ содержат оценки исключительно зарубежных СМИ и не отражают позицию редакции ИноСМИ
Читать inosmi.ru в
У ЕС нет иного выхода, кроме как экспортировать российский газ через Турцию, когда она станет газовым хабом региона, пишет Yeni Şafak. Такой ход Путина в шахматной партии с Западом ставит под удар Америку. Вашингтон уже дал понять, что не позволит другим странам смягчить антироссийские санкции.
США резко отреагировали на решение стран ОПЕК+ сократить добычу нефти, заявив, что это решение равносильно "оказанию поддержки России". Более того, Америка даже пригрозила Саудовской Аравии выводом своих военнослужащих из страны. США в то же время вынуждают Европу выйти из российского энергетического уравнения. Так они хотят ослабить Россию и удержать ЕС и НАТО под контролем. Одним из важнейших инструментов этого плана стала энергетика.
Между тем ЕС в сфере безопасности в значительной степени зависит от США, а в энергетике — от России. И недавно на "Северных потоках" была совершена диверсия, из-за чего газопровод был перекрыт. Сейчас Вашингтон призывает Брюссель разорвать какие-либо связи с Москвой.
Тем временем цель Германии — уменьшить зависимость старого континента от как от России, так и от США. В начале спецоперации на Украине за разрешением, полученным Берлином от Вашингтона в обмен на поддержку Киева, относительно оборонного бюджета в размере 100 миллиардов евро последовало предложение Олафа Шольца о формировании армии ЕС и сил быстрого реагирования до 2025 года.
Тем не менее то, какой дорожной карте будет следовать ЕС, решивший уменьшить на две трети свою энергетическую зависимость от России, неясно. Эксперты полагают, что Европа сможет пережить эту зиму. Но что дальше — загадка. Ответ представителя турецких властей дипломату ЕС резюмирует ситуацию следующим образом: "Этой зимой будьте готовы к урагану силой пять баллов. В ближайшие месяцы мы ожидаем магнитуду в четыре балла, но в следующем году будем мечтать о пяти баллах".
Варианты Евросоюза ограничены. Кроме соглашения, предусматривающего увеличение пропускной способности Трансанатолийского газопровода (TANAP), подписанного с Азербайджаном в июле этого года, почти ничего нет. Другими альтернативами для ЕС являются ресурсы Ирака, Ирана, Израиля и Восточного Средиземноморья. Единственный подходящий маршрут для этих ресурсов в Европу — Турция. Другими словами, путь к выходу ЕС из энергетического кризиса лежит через Турцию.
В этих условиях предложение Путина сделать Турцию энергораспределительным центром очень важно. Это новый ход на шахматной доске. Технические переговоры по этому вопросу еще не проводились. Однако некоторые элементы, нашедшие отражение в официальных заявлениях, дают представление о сущности замыслов. Россия выступает за строительство нового газопровода параллельно "Турецкому потоку", создание газораспределительного центра в Турции и доставку российского газа в Европу через нее, а также за формирование цен на газ в Анкаре.
Реджеп Тайип Эрдоган заявил: "На нашей последней встрече мы договорились с Владимиром Путиным о создании хаба с турецким газом (обратите внимание на акцент на “турецком газе” здесь), поступающим из России". Так что Анкара проявляет интерес к проекту, видя обе стороны медали и рассчитывая возможности и угрозы.
Газотранспортная сеть в Европе - ИноСМИ, 1920, 20.10.2022
Каковы причины и последствия разногласий европейских стран по поводу установления потолка цен на российский газ? Ответ экспертовЕвропа оказалась в клещах тихого и смертоносного врага — холодной зимы, пишет Al Jazeera. Поэтому ей нужно срочно принять меры в сфере энергобезопасности. Эксперты отмечают, что нельзя применить одно решение ко всем странам ЕС, ведь каждая из них имеет свои экономические особенности. Но выход есть.
Украинский конфликт не будет продолжаться вечно. Когда боевые действия закончатся, рыночные реалии — по крайней мере в области энергетики — потребуют нового сотрудничества. И благодаря этому проекту Турция сможет инвестировать и получить большую прибыль в период после завершения спецоперации.
Кроме того, Анкара может взять на себя аналогичную роль стратегического посредника, какую она сыграла между Россией и Украиной в рамках зернового кризиса, обмена пленными, переговоров в Долмабахче, и в энергетической сфере, а также на оси Россия — Запад. Более того, Турция может пойти еще дальше предложения Путина и наряду с российским газом поставлять в Европу голубое топливо Азербайджана, Туркмении, Ирака, Ирана и Израиля. Европа нуждается в природном газе. Так что зависимые от импорта энергии извне страны ЕС, прежде всего Германия, поддержат эту альтернативу.
Возникает вопрос: как такой стратегический проект повлияет на отношения с США? Важная роль Анкары в украинском кризисе заставляет Вашингтон выстраивать более сбалансированные отношения с Эрдоганом. В новой ситуации США хотят держать Турцию близко к западному блоку и заставить ее присоединиться к санкциям против России.
Этот тезис подтверждают три события, произошедших за последнюю неделю. Сенат США — при прямом вмешательстве Байдена, согласно сведениям, поступившим в Анкару, — исключил из проекта оборонного бюджета предложение, связывавшее продажу F-16 Турции с выполнением определенных условий. Посол США в Анкаре Джефф Флейк (Jeff Flake) высоко оценил роль Турции в украинском конфликте и сделал следующее заявление относительно Турции и Греции: "Мы не поддерживаем какую-либо сторону". А помощник министра финансов США Элизабет Розенберг (Elizabeth Rozenberg) прибыла в Турцию, чтобы информировать турецкий деловой мир об антироссийских санкциях.
Вашингтон ясно дает понять, что будет выступать против любого проекта, способного смягчить антироссийские санкции. Несмотря на это, США не могут возражать против рациональной, сбалансированной, миролюбивой внешней политики Турции относительно украинских событий. И в энергетике Вашингтон должен готовиться к формуле Анкары, против которой никто не сможет сказать "нет".
Автор: Яхья Бостан (Yahya Bostan)