https://inosmi.ru/20221113/etiket-257748434.html
Эпоха строгого этикета позади. Теперь каждый сам устанавливает границы
Эпоха строгого этикета позади. Теперь каждый сам устанавливает границы
Эпоха строгого этикета позади. Теперь каждый сам устанавливает границы
Многовековая эпоха строгих правил этикета и норм общения позади, пишет The Atlantic. Век социальных сетей и ток-шоу породил избыточную откровенность, которая... | 13.11.2022, ИноСМИ
2022-11-13T00:11
2022-11-13T00:11
2022-11-14T13:23
the atlantic
этикет
культура
общество
/html/head/meta[@name='og:title']/@content
/html/head/meta[@name='og:description']/@content
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24931/60/249316000_0:25:2214:1270_1920x0_80_0_0_e36243954036dc5109684973b7f9937c.jpg
Майкл Уотерс (Michael Waters)На протяжении веков строгие социальные нормы диктовали, о чем говорить вежливо, а о чем — нет. Теперь нам приходится выяснять это самим.В 1950 году в Америке обычный семейный ужин минным полем из социальных норм. В одном обучающем фильме об этикете ("Свидание с семьей") детям объясняли, что приходить нужно вовремя — обязательно причесанными и умытыми. Девушкам предписывалось переодеваться из школьной формы во "что-нибудь более нарядное". И самое главное, темы для разговора нужно было выбирать с большой осторожностью. Обсуждение финансовых вопросов, поучает закадровый голос, — под строгим запретом. Так же, как и долгие рассказы о случаях из личной жизни, "неприятные события" и любые упоминания "противоречивых новостей". "В семейном кругу вы можете расслабиться и быть собой, — говорит зрителям рассказчик. — Просто убедитесь, что это лучшая версия вас".На протяжении веков строгие социальные нормы диктовали, о чем говорить вежливо — и, соответственно, сколько людям нужно друг о друге знать, даже самым близким. Но на закате XX века обучающие фильмы вроде "Свидания с семьей" стали артефактами и руинами эпохи жестких социальных требований. Запретные темы в разговорах исчезали. Правила этикета утрачивали культурную значимость. Сексуальность стала обсуждаться все боле открыто, отчасти благодаря одноименной революции 60-х годов и усилиям ВИЧ/СПИД-активистов в 80-х и 90-х. А книги вроде "Нация прозака", в которых откровенно обсуждались психические расстройства, прокладывали дорогу к новому типу мемуаров, сырых и незамысловатых. В 2022 году привычка фильтровать личную информацию — как исходящую, так и входящую — кажется чем-то архаичным и даже наводит на мысли об антиутопии.А может и нет. Сегодня, похоже, многие задаются вопросом: не слишком ли много мы знаем друг о друге? Журналисты-советчики все чаще рассказывают о том, как оградить себя от информационной перегрузки, для которой в английском языке есть особая аббревиатура, TMI (too much information — перебор с информацией); вебсайты о психологии советуют, как общаться с людьми, склонными "перегружать" личной информацией; жанр личного эссе угодил в бесконечный дискурс самолюбования; Тик-ток-блогеры обвиняют своих "коллег" в том, что те разом вываливают на них все детали своей личной жизни и весь травматический опыт в надежде на жалость. Нормы социума стерлись, и каждому приходится искать собственные приемлемые для себя границы. А это не всегда просто. Как итог, мы, похоже, имеем новую волну недовольства излишней откровенностью.Корни современной концепции избыточной откровенности можно отследить в истории. С XVII по XIX век Европу начало накрывать волной "пособий по вежливости", в которых подробно объяснялись правила ведения разговора. Об этом писал историк культуры Питер Бёрк в своей книге "Искусство разговора". Один французский учебник запрещал произносить "непристойные слова" вроде "бюст"; другие авторы считали невежливыми прямые вопросы, такие как "где ты был?". Обсуждение снов как правило считалось зазорным, поскольку было ничем не обоснованным избыточным откровением. И эти правила существовали не только на страницах книг: федеральные законы запрещали писать письма "непотребного" и "неприличного" содержания, и часто применялись к женщинам, обсуждавшим контрацептивы. Новобранцы ВМС Франции в 1920-х годах выкладывали на стол небольшие предметы — миниатюрный отпорный крюк или крошечную лестницу — чтобы предупредить остальных, что ходе разговора была допущена стыдная оплошность.В последующие годы степень избыточности откровения стала, как правило, зависеть от говорящего. Профессор литературы в английском Университете Бирмингема посчитала, что больше всего личной информации "вываливают" представители "конфессиональной поэзии", такие как Сильвия Плат и Энн Секстон. "Человек, который ввел этот термин, литературный критик Маша Розенталь, по большей части прощал его мужчинам, но в исполнении поэтесс считал его отвратительным", — сказала мне Сайкс. Критики склонны ругать женщин, особенно "цветных", причем наиболее сурово — за личные откровения. Между тем, обсуждение гомосексуального секса гораздо чаще называют "беспричинным", чем гетеросексуального. То, что мы считаем избыточным, — это способ, как она сказала, "указать, чья субъективность ценится, и кому позволено занимать место".Реакция на откровения также всегда зависела от обстановки. Разный контекст — работа, дом, вечеринка, диалог с лучшим другом — предполагает разные нормы. Выкладывать пикантные подробности прошлой ночи вполне уместно в диалоге с лучшей подругой, немного странно с новым знакомым на вечеринке и совершенно недопустимо на встрече с руководителем.В целом, однако, социальные ограничения со временем сильно истерлись. Сегодня общение в офисе стало куда более неформальным, чем много лет назад. Многие офисные начальники даже поощряют откровенность и просят больше рассказывать о жизни вне работы. Менее строгим и иерархичным стал подход и к родительству. Отношения между детьми и родителями стали более теплыми и местами даже дружескими. Даже учебники по этикету стали более мягкими. Одно исследование 2014 года выявило, что в отличие от пособий по этикету начала прошлого века, сегодняшние рекомендации стали более общими и предлагают "подвижные" правила, которые помогают взаимодействовать более заботливо.Тенденция к большей открытости, конечно, встречала сопротивление на своем пути. Когда, например, в 1873 году в продажу поступили первые открытки, многие переживали, что более приземленный формат общения приведет к бездумным откровениям. "Раньше письмо было важным делом, небрежное написание не допускалось, да и писать его следовало только в том случае, если вам есть, что сказать", — жаловался в 1884 году автор статьи в бостонском журнале. Те же опасения были связаны с появлением разговорных телепередач и реалити-шоу: внутренний мир неизвестных людей внезапно стал достоянием массовой аудитории. Обозреватель The New York Times в 2000-м году жаловался на сферу телеразвлечений: "при малейшей провокации люди раскрывают о себе чересчур много".Новые формы коммуникации непременно связаны с "качелями" — границы двигаются до тех пор, пока не станет понятно, где они. Так считает научный сотрудник Мельбурнского королевского технологического института Дженни Кеннеди, которая занималась изучением чрезмерного обмена информацией. С каждым шагом вперед — почтовая открытка без конверта, личные переживания гостя ток-шоу прямо у вас на кухне — частные истории проникают во все новые и новые сферы общества. Правила обмена информацией, зависящие от контекста, работают хуже, когда контексты накладываются друг на друга.Интернет и социальные сети еще сильнее стерли границы между контекстами. "Мы имеем какое-то представление о том, кто смотрит и потребляет наш контент в интернете, — сказала мне Кеннеди. — Но предполагаемая аудитория может сильно отличаться от реальной". Нас заваливают личными записями, которые, возможно, и не для нас были написаны. Может создаться ощущение, что в вашу жизнь вторгаются. Вы, может быть, зашли в соцсеть, чтобы посмотреть на какую-нибудь смешную кошку, а вместо этого натыкаетесь на совершенно незнакомых людей, обсуждающих свои самые интимные травмы.Однако, похоже, что все больше людей стремятся восстановить хоть какие-то границы. В соцсетях стали появляться функции ограничения числа пользователей, которые могут видеть ваш контент. Юзеры больше не рискуют удивить бабушку пьяными фотографиями или няню своих детей роликами с ночной тусовки. Да и многие сотрудники стремятся возвести ограждение между личным и рабочим; они не хотят приносить в офис "всю" свою жизнь. Все чаще слышно мнение о том, что детям от родителей нужно не "разрешательство" и дружба, а правила и ожидания — и что обе стороны нуждаются в ограниченном друг от друга личном пространстве.Такое стремление к эмоциональной дистанции проникает даже в самые близкие дружеские отношения. В 2019 году одна женщина-коуч по отношениям написала, что каждый должен чувствовать себя вправе отказывать друзьям, которые просят помощи. Она предложила такой универсальный ответ: "Спасибо, что написал/позвонил. Я сейчас полностью загружен (чем-то). Не думаю, что смогу найти для тебя достаточно места". Ее твит быстро стал мемом, но поднял вполне реальную проблему. Как в эпоху мгновенного и избыточного общения сделать шаг назад, когда чувствуешь себя перегруженным? Если кажется, что очевидного ответа нет — это потому, что мы оставили позади эпоху строгого и понятного всем этикета. Сейчас мы входим в новую, где правила разрабатываются индивидуально, и каждый сам контролирует их соблюдение.Конечно, не нужно возвращаться в прошлое — где обсуждение "неприятных событий", психических расстройств, сексуальности и гендера было под запретом. Но в отсутствие, скажем так, социально полезных фильмов, рассказывающих о том, как общаться за столом, мы должны сами решать, на сколько мы готовы открываться друзьям, родственникам и коллегам в любой отдельно взятый момент — и сколько готовы принимать. Возможно, когда-нибудь каждый из нас нащупает свой ритм и будет ограждать себя, где нужно, открываться, когда захочется, и чувствовать благодарность за то, что у нас вообще есть такой выбор. А пока мы на сложном этапе пути.Майкл Уотерс — журналист и писатель из Нью-Йорка
/20220419/globalizatsiya-253856521.html
/20221103/internet-257461164.html
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
2022
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
Новости
ru-RU
https://inosmi.ru/docs/about/copyright.html
https://xn--c1acbl2abdlkab1og.xn--p1ai/
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
https://cdnn1.inosmi.ru/img/24931/60/249316000_62:0:2030:1476_1920x0_80_0_0_879964d0fe00f61608c1d493dd7d9c7d.jpgИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
ИноСМИ
info@inosmi.ru
+7 495 645 66 01
ФГУП МИА «Россия сегодня»
the atlantic, этикет, культура, общество